Применение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий на уроках истории и обществознания
Гладкова Галина Александровна
учитель истории и обществознания,
МБОУ «СОШ № 20»
galya.gladkova21@mail.ru
Применение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий на уроках истории и обществознания.
«Состояние здоровья подростков напрямую
влияет на их дальнейшую жизнь,
на их способность обрести профессию,
создать семью, воспитать детей.
В этом возрасте организм перестраивается,
готовится к взрослой жизни, идёт его бурный рост,
интенсивно формируется личность и мировоззрение человека».
Владимир Владимирович Путин, президент РФ.
Тема «Внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий на уроках истории» всегда будет актуальна. Ведь еще 2002 году прозвучали важные слова, которые несут ценностный смысл спустя десятилетия: «Укрепление здоровья детей и подростков — будущих матерей и отцов — является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер». К сожалению, данная демографическая ситуация находится не на столь высоком уровне, но тем не менее, государственная поддержка усиливается с каждым годом. В данном контексте речь идет об обширных социальных программах. Государство и общество в целом прилагают большое количество усилий для улучшения здоровья детей.
На заседании Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, Владимир Владимирович отметил, что в подростковый период дети особенно уязвимы и порой просто беззащитны перед трудностями, соблазнами и рисками сегодняшнего мира. Поэтому очень важно помочь детям в это ответственное время и, прежде всего, уделить самое пристальное внимание их здоровью.
В.В. Путин напомнил, что здоровье подростков определяет множество факторов – это атмосфера в семье и школе, благосостояние родителей, доступность медицинских услуг, качество питания, условия для занятий физической культурой и спортом. И работа по всем этим направлениям должна вестись комплексно. Стоит отметить, что послание Президента РФ реализуется во всех субъектах нашей огромной страны: массово идет строительство игровых и спортивных площадок, для детей развита досуговая деятельность. Это и на уровне школы, клубов дополнительных образований. Можно наблюдать пропаганду здорового образа жизни не только по телевизору, но и в сети Интернет. Стоит отметить, что организуется много спортивных мероприятий не только для детей, но семей. А как мы знаем, что подобные мероприятия не только оздоравливают физически, но и укрепляют семейные отношения.
Немудренно, что все свое основное время, ребенок проводит в школе. И задача современного педагога на своем уроке дать не только знания учащимся, но и применять на уроках здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе, основанные на:
— адаптивности методик воспитания и обучения, адекватности педагогических требований, отсутствие стрессовых ситуаций;
— рациональной организации учебного процесса (здесь важно учитывать возрастные, гигиенические, индивидуальные особенности);
— учебная и физическая нагрузка должны соответствовать возрастным возможностям ребенка;
— организация двигательногой активности школьников
Реализовывать их так, чтобы они соответствовали теме изученного материала. Это нужно для того, чтобы ребенок в какую-то минуту не потерял интерес к изучаемой теме.
Ведь идея здоровьесбережения учащихся в образовании проходит красной нитью в национальном проекте «Образование», президентской инициативы «Наша школа».
Цель здоровьесберегающих технологий: зарождение осмысленного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, увеличение знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же формирование у школьников универсальных учебных действий по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в будущей жизни.
Задачи:
— воспитание у подростков осмысленного отношения к физическому и духовному здоровью;
— обучение подрастающего поколения медиативным технологиям, для разрешения конфликтных ситуаций, т.к. психическое здоровье носит приоритетный характер.
— вовлечение родителей в оздоровление детей;
— воспитание с детства у детей бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни.
Задача каждого педагога — освоить основы здоровьесберегающих технологий и выстраивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих учеников. Какой же должен быть современный урок с внедрением здоровьесберегающих технологий? Урок должен в первую очередь воспитывать и стимулировать у учащихся вести ЗОЖ, своим примером показывать, что жизнь-это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку. На уроке обязательно соблюдать «Условия здоровьесбережения». А именно:
- Выполнение требований СанПин;
- Обязательное соблюдение этапов урока;
- Внедрение групповой работы;
- Использование интерактивных методов и цифровых ресурсов.
На уроке важно дозировать объем ученой нагрузки и рационально распределить время на нее, использовать смену видов деятельности, использовать оздоровительные моменты на уроке(динамические паузы, офтальмотренинг, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, массаж активных точек, физкультминутки, кинезиологические упражнения, позволяющие активизировать мозговую деятельность, а это способствует развитию способностей ребенка.)
Как же, как педагог, на уроках истории и во внеурочное время решаю поставленные задачи? Основным направлением моей работы является использование работы в режиме двигательной активности. Например, на учащихся 5 класса требуется обращать особое внимание: на осанку при положении сидя, смена деятельности, обязательное проведение физкультурной минутки, использование расслабляющей музыки при работе в группах, проведение зарядки для глаз по методике офтальмотренинга.
На каждой перемене проветривается кабинет. Во время физкультурной минутки окна в помещении открываются на микро-проветревание. Школьникам необходим свежий воздух. Это повышает работоспособность и улучшает самочувствие.
Еще одной интересной формой двигательной активностью на уроках истории являются ролевые игры, работа в группах, заполнение интеллект-карт (интеллект-карта или карта мыслей — это способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли в нашем мозгу. Интеллект-карты являются графическим представлением информации, которое передает отношения между отдельными идеями и концепциями) и выступление членов группы, театрализация различных исторических сюжетов (Театральная педагогика — это система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия. Совместное творчество педагога и детей способствует постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах), рефлексия (это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности). Все то, что способствует движению во время урока. Особенно важен эмоциональный настрой ребенка. Ведь заряд положительными эмоциями сказывается не только на ход урока, но и на самочувствие всех учащихся. Для достижения комфортной обстановки, педагог может позволить себе и детям пошутить, посмеяться, но так, чтобы это не нарушало дисциплину и порядок.
Для повторения изученного материала в игровой и динамичной форме, я выбираю цифровой сервис «plickers». Детям на экран выводится вопрос, дети его читаю, либо его озвучивает учитель, далее дети поднимают карточку с QR кодом с ответом. Если включить режим Live View, то можно в реальном времени оценить ответ учащихся. На данном этапе формируются познавательные общеучебные и коммуникативные УУД.
Всегда стараюсь заинтересовать детей для дальнейшей работы на любом этапе урока. Например, на уроке истории по теме «Боги Древней Греции» дети увидели на доске нарисованное дерево. В руках учителя яблоки. Но чтобы они стари золотыми, как в саду богини Геспириды, нужно ответить на вопросы данной темы. Если дети отвечают верно, то яблоко становится «золотым»-это символ нового знания. Прикрепляется на дерево. Либо за каждый правильный ответ ребенок получает такое яблоко. В конце урока идет подсчет. Кто больше заработал яблок. При повторении терминологии исторической, очень удобно использовать цифровой ресурс «Quizlet». Это цифровой ресурс, который позволяет легко запоминать любую информацию, которую можно представить в виде учебных карточек. Все что требуется — это найти в базе или создать интерактивный материал — собственные карточки, добавляя к ним картинки и аудиофайлы и затем выполнять упражнения и играть в игры, чтобы запомнить данный материал. Учитель озвучивает вопросы, которые отражены на доске, идет фронтальный опрос. Суть данного ресурса в том, что он позволяет быстро запомнить термины и определения. Когда у детей возрастает интерес на уроке, здесь важно следить за дисциплиной. В этой связи хочется сделать акцент на то, нужно приложить максимум усилий, чтобы детям на уроке было увлекательно, работа должна быть с постоянной сменой деятельности. Здесь важно, чтобы большая часть работы была сделана на уроке, а домашняя работа была меньшего объема, но она была такой интересной и захватывающей, что учащейся ее с огромным удовольствием хотел выполнить. Как современному педагогу достичь этого?
Конечно, перед началом урока обязательно должно быть доброе, приветственное слово учителя. Это позволит педагогу оценить обстановку в данном классе. Проверка домашнего задания должна проходить в формате игры, например, кто быстрее даст ответы на вопросы учителя. А вопросы в стихотворной форме, зачитывающиеся в быстром режиме. При изучении нового материала детей нужно подвести наводящими вопросами, просмотром видеоматериала по данной теме. Очень популярен метод инсценирования. Например, при изучении темы «Древняя Индия», индийский танец позволяет детям сразу понять, что будет за тема на уроке. Использование на уроке интеллект-карт позволяют детям не сидеть долго за домашней работой, а вспомнить и закрепить изученный материал. Так же положительный результат можно получить при благодаря прохождению квеста в программе «Learnis» или «Joyteka.com.». Дети с удовольствие его проходят. Вопросы квеста содержат материал, который изучался на уроке. Время прохождения обычно занимает 3-5 минут. Следует отметить, что одновременно частично решается проблема ненормированной продолжительности учебного дня, недели и предельного напряжения организма в течение этого времени.
Атмосфера на уроке строится по принципу спокойствия и заинтересованности. Ведь если школьник себя спокойно и уверенно чувствует себя на уроке, с него уходит довольным и счастливым, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают нервное напряжение и утомление ребенка.
С детьми, которые находятся по состоянию здоровья на «затяжном» больничном, организована индивидуальная работа на платформе ZOOM, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение материала до и после урока, прохождение квест-игры по изучаемой теме, выполнение кроссвордов, созданных другими учащимися. На данной платформе есть функция доски, что делает процесс обучения максимально приближенным к привычному обучению в школе. Общее время работы за компьютером не должно превышать нормы: в 1–2-м классе – 20 минут, 3-4-м классе – 25 минут, 5–6-м классе – 30 минут, 7–11-м – 35 минут.
Как происходит передача знаний по предотвращению отдельных болезней на уроках, так и внеурочное время?
- Например, при изучении по истории Древнего мира темы «Спарта» в 5 классе, педагог акцентирует внимание на то, что спартанцы презирали пьянство обращается внимание на то, что спартанцы не употребляли алкогольные напитки и презирали пьянство. Спартанцы умышленно опаивали илотов алкоголем, чтобы показать подрастающему поколению, что происходит с человек, который пьет. Тем самым взращивали в них отвращение к пьянству.
- Так же на уроках истории изучается тема «Древний Египет». Здесь целесообразно обратить внимание на то, почему жители включали в свой рацион чеснок и лук;
- При изучении темы «Древнейший Рим», рассматривается тема конфликтной ситуации между братьями Ремом и Ромулом. Предлагается восстановительная методика (медиация) разрешения данной ситуации;
- Так же по этой теме обсуждается вопрос долгожительства римлян. Обсуждается их питание, гигиена, римские термы;
- В 7 классах на уроках обществознания изучается тема физиологических особенностей подросткового возраста;
- При изучении средневековой Европы подчеркивается, что основная причина гибели и эпидемии — игнорирование правил личной гигиены и смены белья.
- По дисциплине «Право» обязательно рассматривается ст.23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения». При изучении темы «Глобальные проблемы человечества», учащиеся понимают, что демографическая проблема-это результат не только экологических и экономических проблем современности, но и как следствие небрежного отношения к своему здоровью.
Полноценная системная работа в данном направлении позволило мне, как учителю, добиться хорошего показателя качества знаний, а это говорит о том, что дети заинтересованы в изучаемом предмете. Безусловно, наряду с успехами возникают и трудности: такие как нигилизм детей и подростков, их сомнение не только в искренности слов учителя, как взрослого человека, но и в самой жизни. Иногда можно услышать вопрос: «А вы сами соблюдаете эти правила?». Детей, конечно, трудно обмануть. Они остро чувствуют ложь и неискренность взрослого человека. Поэтому важной трудностью считается – завоевание уважения в глазах ребенка. По моему мнению, без этого невозможно проведение мероприятий на актуальные и важные темы.
Ж.Ж. Руссо утверждал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
В настоящее время от здоровья детей зависит усвоение школьной программы. Мне думается, что «Здоровые дети – это, прежде всего, здоровая нация». Нужно обязательно следовать этим принципам и уделять большое внимание здоровью учащихся.
Список литературы
1.Баханов К. А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.
2. Борзова Л. П… Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос — Пресс, 2003. — 160 с.
3. Ф.Ф. Харисов, министр образования РТ. «Анализ и оценка первых шагов становления школ, содействующих здоровью».
4. Ш.Г. Насыбулин, «Сохранение и укрепление здоровья учащихся — одна их ведущих задач образовательных учреждений».
5. "Медицина целевые проекты", №18, 2014 г
6.https://vm.ru/news/495149-vladimir-putin-ot-sohraneniya-zdorovya-detej-zavisit-budushee-nacii-nashego-gosudarstva
7. http://t849381.sch.obrazovanie33.ru/