Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Русская лапта — историческое наследие отечественной физической культуры и спорта

Русская лапта — историческое наследие отечественной физической культуры и спорта

Евгений Викторович Шевко

учитель физической культуры

МАОУ «Поярковская СОШ №1»

evgenijjshevko@yandex.ru

 

РУССКАЯ ЛАПТА – ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.

 

 

Русская лапта — одна из древнейших национальных спортивных игр, и, возможно, самая древняя. Принадлежности для игры в лапту — деревянные биты и войлочные мячи — были найдены в раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком. Ни один праздник на Руси без игры в лапту, наряду с кулачными боями, не обходился. Играл в лапту и Петр I, играли солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. И в Красной армии по инициативе председателя Высшего совета физической культуры Н. И. Подвойского эта игра использовалась в качестве одного из элементов физической подготовки.

Упоминания об игре «лапта» имеются в произведениях русских писателей. Однако наиболее яркое высказывание о лапте было сделано русским писателем А. Куприным: «Это народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту народную русскую игру не только как механические упражнения, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка «своего выручай».

Состояние здоровья подрастающего поколения, безусловно, важный показатель благополучия общества и государства, но утеря духовности, традиций своего народа — не менее важный показатель. Бесспорно и то, что духовное и нравственное здоровье теснейшим образом связано со здоровьем физическим, основа которого закладывается с раннего детства и сегодня актуальна, как никогда, необходима как воздух в возрождении культурных и духовных основ самосознания народов России. Недостаточная  двигательная активность, повальное увлечение компьютером, безусловно, влечет за собой снижение как умственной, так и физической работоспособности подрастающего поколения. И поэтому очень важно ненавязчиво внедрить физическую культуру в повседневную жизнь школьников, сформировать потребность  двигаться. И одним  из способов мотивации может быть игра. Опыт воспитания здорового во всех отношениях человека заложен в исторических национальных традициях каждой нации и находит отражение в многочисленных народных состязаниях  и  особенно в играх.

Авиценна утверждал: «Игра в мяч – квинциссенция всех видов спорта».

На уроках физической культуры, учащиеся изучают игровые виды спорта: баскетбол, волейбол, гандбол, футбол. История этих видов спорта уходит своими корнями «за границу». Каждая нация имеет свой национальный вид спорта, особенно ярко это представлено в США, где американский футбол – вид спорта номер один.

Почему же наша древняя нация забывает свое историческое наследие и не отводит ему должного внимания?

Лапта — полезная и увлекательная игра, не требующая особых дорогостоящих принадлежностей и специальных, фундаментально оборудованных площадок.

Основу игры составляют естественные движения: бег, прыжки, броски мяча и т.д. Игра в лапту способствует физическому развитию, воспитывает в игроке чувство коллективизма, формирует бойцовские качества.

Русская лапта является действенным средством физического воспитания, так как представляет широкую возможность разностороннего воздействия на занимающихся.

Игре в лапту свойственны высокая эмоциональная окраска и большой зрелищный эффект. Это во многом облегчает решение одной из важнейших задач физического воспитания: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культурой.

Быстрота, ловкость, выносливость — вот те самые необходимые качества, которые неизбежно приобретаешь, предаваясь этой исконно русской забаве.

Здесь как нигде важен принцип — «Один за всех и все за одного!». Подобные коллективно-игровые виды спорта объединяют и сплачивают, поэтому победа целой команды ни с чем несравнима!

Правила дворовой игры не ограничивают количество учащихся, размер площадки. Всё зависит от возраста и физической подготовленности играющих;  возможностей площадки, простора для творчества и импровизации более  чем достаточно.

Неудивительно  и естественно, что русская лапта как развивающийся вид спорта не может оставаться в стороне от проявившихся тенденций в развитии соревновательной деятельности.

В ходе  собственного исследования  по теме: «Русская лапта как эффективный метод развития подрастающего поколения» была доказана эффективность русской лапты во всестороннем развитии подрастающего поколения.

Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились до наших дней со времён глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи. Так, П. Ф. Лесгафт, создавший научно обоснованную систему физического воспитания, рассматривал народные игры как одно из действенных средств физического развития и воспитания.

Анализируя источники можно прийти к выводу, что вопросы обучения средствами игры в русскую лапту освещены во многих субъектах Российской Федерации: Республике Башкортостан, Республике Мари Эл, Архангельской, Воронежской, Омской, Ярославской  и других регионах РФ.

В работах В. А. Лепешкина,  Р. М.  Валиахметова, Л. Г. Гусева, А. Ю. Костарева, В. И. Щемелина, М. Е. Погадаева,  А. Ю. Алтынцева, Г. Е. Сапрыкина, Н. А. Соколовой, Е. А. Гордеева подробно описывается не только история лапты, но и техника, тактика и методика тренировок лаптистов.

Педагогический опыт показывает, что лапту можно включать как в разные разделы образовательной программы по физической культуре в образовательных учреждениях, так и отдельным разделом  вариативной части учебной программы или элективным курсом.  Например в раздел лёгкая атлетика — элементы метания, развитие быстроты, спортивные игры — ловкость, ловля, передача мяча, что приведёт к игровой рационализации урока, позволит его сделать интереснее и насыщеннее.

Особое значение имеет авторская система контроля сформированности координации и точности движений, которая будет представлена в следующих публикациях.

Для более успешного обучения техническим приёмам игры рекомендуется использовать ИКТ. Интернет, анимационные приложения, видео успешно используются обучающимися и педагогами — наставниками.

Хочется отметить, что сплочённый коллектив секции «Русская лапта» заметно влияет и на психологические качества обучающихся. Ребята становятся дружней, ответственней, сплочённее,  Выражен ясный, целеустремлённый здоровый стиль жизни, а это имеет огромное значение для современного человека. Именно занятия в любимой для ребят секции помогают им самоутвердиться и не допускать ненужных ошибок в жизни.

В школах обучаются дети разных национальностей. Русская лапта стирает национальные границы, в команде игроки действуют как одно целое, одна команда.  Это неоспоримое  качество игры — консолидация общества, особенно актуально в настоящее время, когда миграция приобретает всемирный масштаб.

Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) ещё до Великой Октябрьской революции призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа. Народные игры являются неотъемлемой частью развития патриотических чувств любви и преданности Родине.

Занятия русской  лаптой оказывают положительное  влияние на физическое и психологическое здоровье учащихся, что играет главную роль в становлении современного человека.

Давайте научим играть детей в лапту, и вы не разочаруетесь в этой прекрасной и умной игре. Именно от нас, учителей физической культуры, зависит процесс внедрения этой замечательной игры в массы,  возрождения и популяризации  её повсеместно, превращения её в национальный вид спорта.

 

 

Литература

 

  1. Бура, О. Е. Русская удалая. Лапта / О. Е. Бура, В. В. Горбунов. — М.: Физкультура и спорт, 1961. — 40 с.
  2. Валиахметов, Р. М. Народная игра лапта / Р. М. Валиахметов, А. Ю. Костырев, Л. Г. Гусев [и др.] — Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат",  2003.  – 176  с.
  3. Васильков, Г. П. От игры к спорту / Г. П. Васильков, В. Г. Васильков. — М.: Физкультура и спорт, 1985.- 225 с.
  4. Володченко, В. Ю. Выходи играть во двор / В. Ю. Володченко, В. Б. Юмашев. — М.: Мол. Гвардия, 1984. – 126 с.
  5. Гаврилов, Е. А. Русская лапта на уроках физической культуры / Е. А. Гаврилов, О. В. Юречко // Физическая культура в школе. – 2016. — № 1. – С. 27 — 36.
  6. Готовцев, Е. В. Лапта как спорт для всех / Е. В. Готовцев, И. В. Машошина // Здоровье для всех: материалы III межд. науч.-практ. конф. (19 – 20 мая, г. Пинск, Беларусь). – Пинск: ПолесГУ, 2011. Ч. 2. – С. 12 – 14.
  7. Готовцев, Е. В. Русская лапта на уроках физкультуры в школе: учеб. пособие / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов, И. В. Машошина. – Воронеж: Элист,  2011. – 264 с.
  8. Костарев, А. Ю. Народная лапта: учеб.-метод. пособие / А. Ю. Костарев. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2000. – 41 с.
  9. Шевко, Е. В. На новый уровень. Развитие ловкости средствами лапты / Е. В. Шевко // Спорт в школе, 2015. — № 9. – С. 42- 44.
  10. Шевко, Е. В. Русская лапта – историческое наследие отечественной физической культуры и спорта / Е. В. Шевко // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием / отв. ред. О. В. Юречко. – Благовещенск, 2016. – С. 78 – 83.

Евгений Викторович Шевко

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть