Развитие культуры чтения как базовой составляющей функциональной грамотности современных школьников
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Как определяют понятия «грамотность» и «минимальная грамотность»?
Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Как определяют термин «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.).
То есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто она выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.
Какие же компетенции связаны с функциональной грамотностью?
1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.
2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Cпособность учиться всю жизнь.
Чтение – как раз-таки технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.
Культура чтения, с одной стороны, – это комплекс навыков работы с книгой, с другой стороны, культура чтения – это процесс, включающий восприятие текста, его понимание и интерпретацию произведения.
В связи с этим развитие культуры чтения художественного текста является важной ступенью в достижении главной цели образования – саморазвития личности и формирования базовых общечеловеческих ценностей. В наше время дефицит культуры чтения особенно ощутим, поэтому важно развивать культуру чтения обучающихся, которая является базовой составляющей функциональной грамотности.
Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Национальная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся: а это, в первую очередь, смысловое чтение, которое заложено в стандарт нового поколения.
Мы неоднократно задавались вопросом, как организовать работу по развитию культуры чтения наших обучающихся. Мы понимали: чтобы дать ребенку «инструменты» для работы с книгой, научить его, нужно научиться самим. Нами была организована работа школьного методического семинара-практикума «Современные образовательные технологии». Первым шагом стало корпоративное обучение учителей. В соответствии с Программой повышения квалификации в октябре 2016 года коллектив прошел обучение по программе «Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстовой информацией в формировании метапредметных результатов в условиях ФГОС» под руководством педагога Т.А. Булавиной, в 2017г. учителя участвовали в выездных семинарах-практикумах по проблемам смыслового чтения в г. Краснотурьинск и ЗАТО «Свободный». Были сложности, так как присутствовало мнение, что «работать с текстом должны учителя русского языка и литературы», и «работать с текстами я и сам умею». Эти заблуждения преодолевали со временем. После обучения учителя начали активно внедрять стратегии смыслового чтения в педагогическую практику. В школе ежегодно проходит конкурс профессионального мастерства «Современный урок современного учителя». В 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах он был посвящен стратегиям смыслового чтения. Победителями и призерами стали учителя начальных классов, русского языка и литературы, географии, иностранного языка, математики.
Также в декабре 2016 года учащиеся и педагоги школы стали ассоциированными членами Межрегиональной общественной организации «Русская Ассоциация Чтения». Основная цель работы школы в данном направлении – формирование читательской компетентности школьников, развитие навыков смыслового чтения.
С января 2017 года школа начала работу над инновационным общешкольным проектом «Книга года»: первым в рамках работы Ассоциации стал дизайн-проект по разработке Золотой полки и Уголка читателя, составлен план работы на год, проведены деловые игры в режиме Мозгового штурма, в результате которых набрана «Корзина идей» – возможные варианты проектных работ над Книгой года. В школе создан детский и взрослый совет РАЧ, которые разрабатывают содержание Фестиваля «Открытая книга» в рамках реализации общешкольного инновационного проекта «Книга года» и организовывают его проведение. В апреле 2017 года состоялся первый общешкольный Фестиваль идей «Открытая Книга», где каждый класс представлял свои проекты. Фестиваль прижился, проходит уже три года, в нем участвует вся школа и родители, в основном, конечно, учащихся начальных классов. Нравится сам процесс подготовки, а сам Фестиваль – это целый праздник. Проходит большая предварительная работа: на классных часах, посвященных книгам, прочитанным летом, ребята выбирают книгу класса, которую представляют на стендовой защите. По результатам стендовой защиты выбирают Книги года. Детский совет проводит выбор Лидеров чтения, рекламу выбранных книг. Учителя-тьюторы помогают ребятам определиться с выбором проекта по книге. В содержание урока учителя включают материал из выбранных книг, проводят пятиминутки чтения Книг года. Итоги Фестиваля подводим осенью на празднике, посвященном закрытию Книг года.
Ключевые моменты организации работы по развитию читательской компетентности обучающихся в рамках реализации общешкольного проекта «Книга года» можно отметить следующие: ежегодно учащиеся выбирают три Книги года (с учетом возрастных особенностей обучающихся), работа организована совместно со школьной Исследовательской лабораторией «Хочу все знать!», в реализацию проекта вовлечены обучающиеся всех возрастных групп и все педагоги (100%).
Это совместная работа детей и взрослых, которые выполняют индивидуальные, групповые, коллективные (группы как из детей одного возраста, так и разновозрастные), творческие, ролевые, исследовательские проекты: викторины, кроссворды, настольные игры, квесты, инсценировки, ростовые куклы-герои книг, рисунки, поделки, видеофильмы, буктрейлеры, музыкальные номера и другое. Проекты участники представляют на общешкольном Фестивале идей «Открытая Книга», на Научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня (II место в региональном конкурсе исследовательских проектов «Я – исследователь», 2018). Инновационный проект «Чтение с удовольствием» занял I место в муниципальном конкурсе инновационных проектов. Читательская активность обучающихся за последние два года значительно выросла: в 2015-2016 учебном году взято в школьной библиотеке на 504 книги больше, чем в предыдущем году, а в 2016-2017 – больше на 1125 книг по сравнению с предыдущим учебным годом.
Для освещения работы Уральского отделения Русской Ассоциации Чтения создан школьный блог. Работу школы над инновационным проектом неоднократно освещали средства массовой информации (газета «Серовский рабочий», информационная программа «День города»). II Фестиваль «Открытая Книга (апрель, 2018) прошел в рамках открытого мероприятия для педагогического сообщества Серовского городского округа.
Также мы уже три года являемся участниками выездных слетов Лидеров чтения (ЗАТО «Свободный», загородный центр «Таватуй»).
Опыт работы педагогического коллектива был представлен на V Международной научно-практической конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре: итоги и перспективы» в Москве в 2017. Статьи опубликованы в сборнике материалов конференции и в международном научном сборнике статей «Человек читающий (Homo Legens)» (Москва, 2017).
Мы не останавливаемся на достигнутом, постоянно ищем новые формы работы. Так, в 2018-2019 учебном году первый раз провели День тотального чтения. В этот день ребята по школьному радио читали отрывки из любимых произведений. Находкой стала благотворительная предновогодняя книжная ярмарка, на которой ребята и взрослые могли купить понравившуюся книгу за апельсин. Из более 500 книг остались непроданными только две. Администрация и продавцы-волонтёры передали апельсины в Дом престарелых.
Ещё одним запоминающимся мероприятием для ребят стал VIP-вечер «Мои рифмы», в нем приняли участие ребята с 4 по 11 класс, которые пишут сами. Вечер проходил в кафе «Веранда». В уютной обстановке, за чашкой чая и разговорами дети читали свои произведения, делились сокровенным. После этого мероприятия учащаяся 8 класса начала работу над сборником произведений ребят-авторов, который будет защищать уже в этом учебном году.
В заключение своего выступления хочу сказать, что выстроенная система работы по развитию культуры чтения обучающихся школы дает свои положительные результаты. Эта работа дает возможность прививать любовь к чтению и позволяет сформировать читающего, а значит, грамотного, компетентного во многих вопросах человека. С уверенностью можно сказать, что школа № 1 «Полифорум» — читающая школа.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами» (В.А. Сухомлинский).
Автор:
Гуренкова М.Н.