Приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо без общения.
Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:
- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
- умение слушать собеседника.
Коммуникативные УУД формируются, когда ученик учится отвечать на вопросы; задавать вопросы; вести диалог; пересказывать сюжет; слушать.
В начальной школе необходимо создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем.
За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, давать обучающимся не только знания, но и формировать УУД, согласно современным требованиям образования, я использую в работе такие технологии, как:
- Технология группового обучения
- Технология критического мышления
- Проблемно — диалогическая технология
- Технология продуктивного чтения.
- Игровые технологии и др.
В ходе работы в рамках этих технологий учащиеся:
- учатся вырабатывать собственное мнение, на основе осмысления опыта, представлений идей;
- приобретают навык строить умозаключения и логические цепи доказательств;
- учатся слушать и слышать, выражать свои мысли ясно, уверенно и по отношению к окружающим корректно.
Для формирования коммуникативных УУД на уроках использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые, так как они создают условия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем.
Формировать коммуникативные умения в совместной деятельности начинаю с первого класса постепенно.
На начальном этапе специально подбираю задания — ловушки, с которым учащиеся не могут справиться индивидуально.
Например, на уроке ИЗО раскрасить сегменты рисунка определённым цветом. В конце урока проводится рефлексия, на которой выясняется, что если бы ребята работали в паре, то справились бы с заданием быстрее. У детей возникает потребность работать сплоченно.
На следующем этапе работы формирую у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы. Работа строится по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. На уроке ребята делают аппликацию, распределив обязанности, но не спланировав при этом работу и не представив конечный результат. Поэтому у некоторых в выполненном задании нет соответствия в цвете, расположении. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать.
На последнем этапе учащиеся осознают нормы простой коммуникации. Это даёт возможность организовать работу в паре по типу простой коммуникации, где ученики пытаются понять высказывание друг друга.
Например:
- прочитайте текст, определите героев произведения;
- распределите роли, прочитайте текст по ролям;
- сообщите о выполненном задании условным сигналом.
Таким образом, в сотрудничестве создаются комфортные условия для общения учащихся, что позволяет построить субъектные отношения по типу:
Ученик – ученик, ученик — учитель.
Работа в парах. Например, на уроке математике работая в паре дети получают задание, собрать цветочек «Состав числа»; проверить, друг у друга, правильно ли решены примеры. На уроке окружающего мира распределить животных по группам, подготовить вместе с соседом по парте сообщение об одном из животных или группе животных. На уроке литературного чтения подготовиться к чтению по ролям, распределив самостоятельно роли. Прочитать текст, составить план пересказа произведения.
Задания, направленные на формирование коммуникативных навыков, отличаются тем, что ориентируют на сотрудничество, на установление партнёрских отношений.
Такие задания должны, содержать инструкции: «Расскажите…», «Объясните…», «Обоснуйте свой ответ», «Докажите».
Пример из практики.
Обучение грамоте. Совместная игра.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия.
Задание. Вместе с соседом по парте поиграй в игру «Кто быстрее составит слово». Предлагаю составить слова из букв и слогов: о, д, м; у, д, б; в, о, р, д; с, д, а; р, о, д, в, а; т, е, д, и; ре, во, де.
Если игра тебе понравилась, поиграй в неё дома со своими близкими.
Инициативное сотрудничество, предполагающее взаимоконтроль.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.
Задание. В русском языке есть много одинаковых приставок и предлогов. Проверьте друг друга: можете ли вы узнать приставки вне слова?
У, за, к, над, рас, с, пере, по, возле, из, от, вос, в, до, на, перед, бес, под, около, про, над, раз, без, воз, из-под.
Запишите приставки. Проверьте правильность своей записи. Устно назовите друг другу примеры слов с записанными приставками. Оцените точность подбора слов.
Работа, предполагающая учёт позиции собеседника (взаимодействие).
Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, учитывая позиции собеседников.
Задание. Запиши предложение из сказки.
Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку и на работницу
Найди и подчеркни грамматическую основу предложения. После этого ты без труда найдёшь однородные второстепенные члены предложения.
Аня считает, что это однородные дополнения, и доказывает это, задавая к ним вопросы. Ваня думает, что это однородные обстоятельства, и тоже подтверждает это с помощью вопросов. А как думаешь ты? Объясни соседу по парте.
Совместное выполнение задания.
Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, рефлексия своих действий.
Задание. Работа в группе. Прочитайте слова. Вода, водяной, водоём.
Близки ли они по смыслу? Выделите корень. Объясните соседу по парте как вы нашли корень слова. Прочитайте правило в учебнике.
Взаимные диктанты в паре.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать собеседника, управлять поведением партнёра.
Задание. Подготовьтесь к письму слов под диктовку. В каких частях речи и в каких частях слова нужно вставить буквы? Как вы их будете выбирать?
Н-летел, -тплыл, -тец, оз-ро, п-дарил, -бед, -шибка, з-движка, з-вод, п-купка, п-ставить.
Продиктуйте друг другу слова по порядку (через одно). Укажите части речи.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.
Работа в паре помогает каждому ученику сформировать такие важные качества и умения школьника, как:
- желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности;
- умение презентовать себя – рассказать о себе, своих возможностях;
- умение строить деловые отношения в совместной деятельности на уроке (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения поставленной цели).
Обучение навыкам работы в паре осуществляется на доступном учебном материале; на знаниях, которые актуальны для учеников; на опыте, который знаком каждому.
Активные методы обучения предполагают групповую форму работы.
Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
В парной или групповой деятельности, учащиеся могут:
- проверить друг у друга выполнение устного или письменного задания;
- задать друг другу или всему классу вопросы, например, по изученной теме или по прочитанному тексту;
- проанализировать работу своего одноклассника;
- оценить работу товарища по заданным критериям.
Для результативной групповой работы, необходимо соблюдать следующие требования:
- цель, которая ставится перед учащимися, должна быть посильной для них, а содержание задания должно обеспечивать активность всех школьников;
- задания должны способствовать возникновению различных мнений и являться основой для совместного обсуждения, носить поисковый характер, так как групповая работа тесно связана с проблемным обучением;
- материал заданий должен быть структурирован так, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные ученики в рамках одной группы;
- каждая группа должна иметь возможность видеть взаимосвязь своего задания с заданиями остальных групп и всего класса;
- учебный материал и применяемые при его изучении методы должны дать возможность каждому ученику реализовать свои способности в рамках групповой работы, применить имеющиеся знания и умения.
На уроках использую разнообразные методы работы: «Мозговой штурм», «Пила», «Вертушка», взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение (учащиеся выступают в роли учителя), интервью .
Для диагностики коммуникации, предполагающей рефлексию усваиваемого содержания образования и собственного развития как субъекта деятельности, предлагаю такиевиды заданий:
- составь задание партнёру;
- напиши отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи).
Дают хорошие результаты такие приёмы как взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий:
- выполнять задание, комментируя свои действия соседу по парте;
- раскрывать содержание задания какого-либо упражнения;
- объяснить друг другу понятие слова («предложение»);
- помочь своему однокласснику;
- продиктовать друг другу заданный материал (предложение);
- совместно выполнить практическое задание.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Список литературы
1. Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. – 2-е изд. Просвещение-2010.
2. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре: компоненты коммуникативной компетентности. Занятие «Варежки» на формирование умения сотрудничать в паре. Комментарии психолога. / И.Н. Агафонова.// Управление начальной школой. – 2009. – №3–С.4 – 9.
3.Интернет http://pedsovet.org/content/view
Автор:
Панасюк Н.В.