ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема интеграции урочной и внеурочной деятельности является одной из актуальных проблем современной школы, потому что в отличие от стандартов первого поколения, которые были ориентированы на результаты предметного обучения, федеральные государственные стандарты нового поколения на первый план выдвигают развитие личности и компетентностный подход.
Немалая роль в этом процессе отводится внеурочной деятельности как пространству взаимодействия общего и дополнительного образования.
Виды внеурочной деятельности разнообразны, они нам хорошо знакомы, и мы широко используем их в своей работе. Мне хочется остановиться на некоторых из них.
Например, внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе. Проведение предметных недель, олимпиад, викторин, конкурсов, поэтических турниров, выпуски тематических стенгазет не только воплощают главную цель уроков – готовить грамотных учащихся, но и продолжают углублять и расширять приобретенные на уроках знания, тем самым, помогая лучше усвоить программный материал. Также указанные виды деятельности расширяют лингвистический кругозор, воспитывают языковое чутье, развивают творческие возможности, повышают общую языковую культуру учащихся, способствуют выявлению одаренных в лингвистическом, поэтическом, художественном отношении учеников.
Не стоит забывать и том, что знание русского языка – это уже интеграция, потому что способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Не зря говорят: «Вначале аз да буки, а потом другие науки», «Без грамматики не выучишь и математики»1.
Следующий вид деятельности – это выполнение учебных проектов, творческих, исследовательских, поисковых работ. По содержанию и объему учебного материала, времени и способам его освоения данная работа выходит за рамки учебной деятельности. Ребята выполняют ее во внеурочное время, но опираются на уже полученные знания по предметам и расширяют их в ходе исследования.
Все проекты учащиеся выполняют с помощью средств ИКТ, все они и являются межпредметными, т.к. находятся на стыке информатики и предметов других областей. Например, работы «Смысл жизни – в самой жизни», «Педагог, поэт, художник» о выпускниках школы, поэтах В М. Кубаневе и Э. С. Кушелевском, потребовали от моих воспитанников овладения не только литературными навыками: техникой выразительного чтения, анализом поэтического текста, но и знаниями в области русского языка, музыки, изобразительного искусства. Да и защита работ на конференциях различных уровней требует, например, совершенствования ораторских способностей.
Готовя исследовательскую работу «Он не пропал – он погиб за Родину», исследуя боевой путь 254 стрелковой дивизии за 1941 год, ученица
- [ 1. С. 44]
расширяет знания в области истории, изучая путь следования дивизии от пункта формирования в Тесницких лагерях под Тулой до Старой Руссы, а также поездка с родственниками в год 70-летия Великой победы в Новгородскую область: посещение Старой Руссы, озера Ильмень, реки Ловать, где сложили свои головы герои-тамбовчане из 933 стрелкового полка, позволили ей приобрести знания в области географии, топонимики.
Работы отмечены Дипломом 2 степени международного краеведческого конкурса «Сквозь годы и века, поощрительной грамотой международного конкурса « Человек в истории. XXI век», дипломом 1 степени региональн
конкурсов «Звездочки Тамбовщины», «Грани творчества».
Как классный руководитель вовлекаю учащихся в организацию и проведение таких интегрированных мероприятий, как музейные экскурсии, «Театральная неделя», спортивно-оздоровительные прогулки на лыжах, катание на коньках, досуговое общение и сотрудничество.
Хочется сказать еще об одном межпредметном проекте, который реализуется в ходе занятий детского объединения «Я для России», которым я руковожу в образовательном учреждении более 20 лет. Проект включает в себя агрокомпонент, предусмотренный одним из направлений программы объединения. Ребята на практике применяют знания, полученные на уроках биологии, химии, трудового обучения, ОБЖ. В нашей мини- лаборатории мы выращиваем рассаду томатов, перцев, огурцов, арбузов, баклажанов. Не совсем удался опыт с редисом и кукурузой.
На мой взгляд, интеграция урочной и внеурочной деятельности просто необходима в современной школе. Она активизирует социальные, интеллектуальные интересы учащихся, развивает здоровую, творчески растущую личность, с гражданской ответственностью и правовым самосознанием. И что немало важно, подготовленную к жизнедеятельности в новых условиях, способную на социально значимую практическую деятельность.
Список литературы:
- Сборник пословиц и поговорок народов мира / Василий Журавлев. — Екатеринбург: Марафон, 2011. – 198.
Автор:
Филатова М.И.