Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
«Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями»

«Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями»

     Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, — делает его еще более уязвимым и психологически незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.

     Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения. [1]

     Успешность формирования конструктивных моделей поведения определяется способностью педагога находить и реализовывать действенный способ коммуникативного решения задач воспитания.

      Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного учреждения декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетентности. Это ставит задачу создания комплексной системы мер по совершенствованию психологической подготовки и переподготовки дошкольных педагогов в данном направлении.

     В современной психологической науке проблема коммуникативной компетентности приобретает все большую популярность. Сегодня накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал как в отечественной (Л.А. Петровская, М.И. Лукьянова, А.А. Попова, Ю.Н. Емельянов, СВ. Кондратьева, Т.Н. Щербакова), так и в зарубежной психологии (Дж. Равен, Р. Селман, Г.А. Шредер, М. Аргайл, К. Рубин).

     В  нашем дошкольном учреждении функционирует муниципальная площадка по теме «Система работы ДОУ по формированию у детей-дошкольников культуры здорового образа жизни», в рамках которой проводились исследования взаимоотношений между родителями и педагогами в 2017-2019гг.

      Были проведены анкета «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» (автор В.Ф. Ряховский) [3] и методика «Способность педагога к эмпатии» (автор И. М. Юсупов) [4]

     Результаты «Оценки уровня коммуникабельности педагога с родителями» в 2019 году показали, что некоторым педагогам сложно вступать в общение с родителями,  контакты с родителями они стараются свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении они стремятся переложить на родителей. Эти педагоги убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в работе педагога только недостатки, не желающие прислушиваться к мнению воспитателя. (Диаграмма № 1)

     Методика «Способность педагога к эмпатии» в 2019г.  показала, что некоторые педагоги испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. У них мало друзей, а тех, кто есть, они ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. (Диаграмма № 2)

     Результаты данных исследований позволили начать работу по развитию коммуникативной компетентности педагога как основы эффективного общения и взаимодействия с родителями. С этой целью проводилась следующая работа:

письменные и устные опросы субъектов образовательного процесса (анкетирование, беседы), анализ научной литературы по проблеме; психодиагностические методики; педагогическая диагностика; статистические методы обработки результатов;

–– анализ продуктов деятельности (конкурсы творческих работ педагогов и родителей «Развивающая среда в группах», «Безопасность и эстетичность оформления группы к новогодним праздникам», «Пособия, игры и игрушки по пожарной безопасности», «Осень, в гости просим»); организация творческих групп с участием родителей (по реализации проектов «Театр и дети», «Ритмическая гимнастика», «Городки»), рабочих групп по созданию программ специалистов для детей с ОВЗ. Особое место занимают тренинги коммуникативности педагогов и родителей. С целью повышения коммуникативной компетентности педагогов, преодоления трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, выделении причин коммуникативных проблем; организации построения взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества и осмысление своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности были проведены тренинги по развитию коммуникативной компетентности педагога как основы эффективного общения и взаимодействия с родителями, опросы.

    Очень эффективен, например, тренинг  «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями».

          Таким образом, проведенная работа по развитию коммуникативной компетентности педагога как основы эффективного общения и взаимодействия с родителями дала положительные результаты. Увеличилось количество педагогов с нормальной коммуникацией, уменьшилось количество педагогов, испытывающих затруднения в общении с родителями. Эта работа помогла педагогам в  осознании личных достижений и проблем в общении с родителями; развитии способности педагога адекватно, с позиции партнера, воспринимать родителей воспитанников; сформировать умение планировать общение с родителями; получить помощь в повышении уверенности в себе, преодоление психологических препятствий общения с родителями, реализовать объективный подход к родителям.

 

 

1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт. Сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осина, И.Н Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 39с.

2. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха / Авт.-сост. Р.Р. Кашапов. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996. – 87с.

3. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. — М.: АСТ-ПРЕСС – 2009.- 145с.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 480 с. (с. 48-52)

 

Автор:

Сташкова Т.Н.

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

Снейл участвует в голосовании «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса» в номинации — бренд.

Будем очень благодарны вашей поддержке и вашему голосу за бренд СНЕЙЛ. Голосование здесь — https://vk.com/omskcpp?w=wall-69220503_3931

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть