ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ФОРМИРОВАНИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Особую роль в образовательном процессе я уделяю использованию технологии Интеллект-карт (автор Тони Бьюзен). Это технология изображения информации в графическом виде. Рисование интеллект-карты — необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Интеллект — карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание школьников, а также делают процессы обучения интереснее и плодотворнее.
В российское образование эта технология пришла, с введением новых образовательных стандартов, в основу которых положен системно-деятельностный подход, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Метод интеллект-карт можно использовать при обобщении знаний, изучении нового, при повторении, проверке знаний. «У интеллект-карт нет строгих правил построения, есть базовые принципы + фантазия и творчество составителя».
Но все-таки при их составлении следует учитывать ряд моментов:
— в центре карты помещается ключевое понятие
— от центрального образа, лучше отводить 5-7 веток, иначе карта будет сложной, если же тема объемная, то группировать по какому-либо признаку
— для лучшего восприятия можно использовать символы, рисунки, разные цвета ручек или карандашей.
Мы с учениками составляем интеллект-карты по самым разным темам. На уроках по окружающему миру составляем карты по разделам учебного материала «Птицы», «Растения», «Животные», «Природные зоны» и другие. При помощи интеллект – карты запоминается и классифицируется большое количество информации, но приоритетное значение имеет не столько знание той или иной информации, сколько умение ее найти, проанализировать и использовать для решения практической задачи. Например, по теме «Природные зоны России» в 4 классе была составлена карта, где центральный образ- Россия, а ветвями первого порядка были изученные природные зоны.
При изучении тем: «Водоемы», «Полезные ископаемые», «Растения», «Животные», обязательно делается уклон на особенности своего региона. Для создания целостного образа региона, составляем интеллект-карты «Мой регион». Сначала выделяем ключевое понятие – «Свердловская область» и подбираем к нему соответствующий графический образ.
Определяем 6 ветвей первого порядка: водоемы, растения, животные, полезные ископаемые, достопримечательности, известные люди. Пользуясь разными источниками информации, подбирая цветные картинки, учащиеся раскрывают каждую ветвь. А также устанавливают связи. При защите своей интеллект – карты строят рассказ по одной ветви. Учащиеся дополняют друг друга. Таким образом, происходит охват большого объема материала.
Интеллект-карта является техникой мышления, а не способом фиксации результата. Главное – деятельность учащихся, в результате которой формируется умение видеть закономерности. Она помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает, стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения, наводит на мысли о новых идеях, когда ученик проводит от объекта на интеллект-карте пустую веточку и начинает думать, что она могла бы означать.
При изучении по математике нумерации многозначных чисел решили составить математический задачник «Наш город Сухой Лог в числах и величинах». Подбор статистической информации начали с составления единой интеллект-карты, где центральный образ - город Сухой Лог. Выбрали 5 ветвей первого порядка: из истории города, героическое прошлое, образование, заводы и предприятия, природа Сухоложья. Разделились на 5 групп и каждая группа, стала заполнять свою ветвь. Добавляя ответвления, приклеивали символы или делали рисунки, значки, фиксируя новую информацию. Собранную информацию использовали при составлении различных задач практического содержания, которые решали на уроках математики. С помощью родителей выпустили этот задачник и выступили на школьной научно-практической конференции.
Данная технология результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, формирует их высокую познавательную мотивацию. Дети учатся структурировать материал, понимать логику рассуждений.
Активное использование в своей практике деятельностного подхода дает положительные результаты, которые обучающиеся показали при выполнении всероссийских проверочных работ в 2019 году. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Библиографический список
- Бершадская, Е.А. Мыслить системно с первого класса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/ (дата обращения: 03.12. 2018)
- Интеллект-карта: пример и применение [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://fb.ru/article/300167/intellekt-karta-primer-i-primenenie(дата обращения: 06.12.2018)
- Метод интеллект-карт на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school1-velizh.smol.eduru.ru/img/upload/45/
(дата обращения: 03.12 2018)
- Петерсон Л.Г. П 67 Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/Построение непрерывной сферы образования.-М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…».2007.-448с.
Автор:
Акулова Г.Д.