Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся

В настоящее время образование в России претерпевает существенные изменения. Одновременно с зарекомендовавшей себя традиционной системой качества обученности, широкое распространение получила новая эффективная тестовая технология.

У педагога есть целый арсенал методов проверки знаний: письменный и устный опрос, контрольная работа, диктант, доклад, реферат и т.д. Все они имеют свои достоинства и недостатки. Например, устный опрос прост и универсален, активизирует знание, развивает речь, но не дает возможности проверить знания всех. При устном ответе некоторые обучающиеся испытывают чувство страха и неуверенности и поэтому не могут реализовать свои возможности. Контрольная работа развивает речь, логическое мышление, помогает определить уровень знаний в целом, но требует времени на ее проверку и не дает возможности преподавателю оперативно провести коррекцию знаний студентов. Традиционные методы контроля зачастую субъективны, у каждого преподавателя свои требования: одни ценят основательность ответа, другие – логичность, третьи – оригинальность.

Чтобы объективно оценить знания, необходимо их измерить. Наиболее удобным методом измерения, на мой взгляд, является тест. В последнее время тестовая форма контроля знаний прочно вошла в систему образования. Распространение тестирования обусловлено и форматом проведения итоговых выпускных экзаменов ЕГЭ и ОГЭ.

Использование тестовых технологий в образовательном процессе – ведущая проблема педагогической науки и практики ХХI века [1]. Основная цель тестирования – получение объективной и достоверной информации о качестве усвоения учащимися знаний. Обучающиеся, выполняя тестовые задания, могут самостоятельно оценить уровень своих  знаний и определить свой рейтинг среди других учащихся, проконтролировать уровень усвоения той или иной темы, самостоятельно потренироваться в выполнении заданий разного уровня сложности, систематизировать знания по учебной дисциплине. Регулярное выполнение тестовых заданий стимулирует подготовку студентов к занятиям, повышает мотивацию к изучаемому предмету, способствует лучшему усвоению материала.

Контроль знаний и умений – один из важнейших элементов учебного процесса, основное назначение которого установить «обратную связь» для оценки динамики усвоения учебного материала, действительного уровня владения системой знаний, умений и навыков; и на основе их анализа вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса [12].

Е.А. Михайлычев в книге «Дидактическая тестология» пишет: «Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: диагностическую, проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и другие. Знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта, при этом важно, чтобы контроль знаний учащихся отвечал общедидактическим требованиям и выполнял также учетную, контрольно-корректирующую функции». [7]

В поисках объективных методов контроля знаний я изучила ряд работ А.Н. Майорова, В.С. Аванесова, В.А. Якунина, М.Б. Челышковой и заинтересовалась тестовой технологией. С помощью тестов можно измерить знания студентов, то есть объективно оценить и сопоставить уровень подготовки, выявить структуру полученных знаний и оценить качество преподавания.

Важнейшими показателями качества тестовых заданий являются:

  • валидность (адекватность целям проверки);
  • определенность (при выполнении теста обучающийся понимает, какие действия он должен выполнить и какие знания показать);
  • однозначность (задание должно иметь единственный правильный ответ – эталон);
  • простота (формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими);
  • равно трудность (варианты одного теста должны быть одинаковыми по сложности заданий).

Систематическое использование тестовых технологий позволяет выстроить рейтинг обучающихся в группах, провести мониторинг качества обученности студентов в течение одного учебного года (сравнив результаты входного контроля и промежуточной аттестации) и по нескольким учебным годам.

В своей педагогической деятельности при проведении занятий по дисциплинам «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи», «Деловое общение» я применяю разнообразные виды и формы проведения уроков с использованием тестов. Это способствует развитию у обучающихся интереса к изучаемым дисциплинам, более эффективному и качественному проведению занятий; обеспечивает объективную оценку знаний и умений обучающихся, а также способствует установлению «обратной» связи; экономит время учебного занятия и время, отведенное на проверку; выявляет индивидуальную динамику усвоения знаний и умений по учебным дисциплинам; формирует самооценку обучающихся; воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует целеустремленность, активизирует внимание и познавательную деятельность. Тестовые задания вносят разнообразие в учебную деятельность.

Тестирование позволяет развивать следующие компетенции обучающихся:

  • лингвистическую (умение проводить лингвистический анализ языковых явлений);
  • языковую (практическое владение русским языком, соблюдение языковых норм).

В своей работе  я ставлю следующую цель: применение обучающего потенциала тестовых заданий для организации различных видов контроля. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить особенности отбора содержания учебного материала при составлении тестов;
  • создать композицию тестовых заданий для контроля знаний обучающихся;
  • способствовать достижению студентами высокого качества знаний, умений и навыков.

На занятиях я использую тесты для проведения входного контроля, текущего контроля, внеаудиторной самостоятельной работы, рубежного контроля, итогового контроля, промежуточной аттестации, для проверки домашнего задания, в качестве дидактического материала для закрепления знаний студентов.

Тесты для входного контроля.

Данный вид тестирования я использую с целью изучения уровня обученности. Студенты приходят из разных школ, с разным уровнем подготовки, поэтому для планирования дальнейшей работы мне необходимо получить объективную информацию о качестве знаний обучающихся.

Данные входного тестирования я оформляю в две таблицы.

ФИ обучающегося

Выполнено заданий (правильно)

Оценка за входной контроль

Оценка на экзамене (в конце второго семестра)

на «3»

на «4»

на «5»

 

 

 

 

 

 

Данная таблица показывает, как изменился уровень подготовки обучающихся. Как правило, оценка на экзамене либо улучшается (чаще всего), либо остается такой, как в начале года.

Правило

Количество обучающихся, допустивших ошибки

Правописание безударных гласных в корне слова

 

Правописание согласных в корне слова

 

Правописание приставок

 

Правописание О/Ё после шипящих и Ц

 

Правописание суффиксов имен существительных

 

Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных и причастий

 

Правописание глаголов

 

Знаки препинания при однородных членах предложения

 

Тире между подлежащим и сказуемым

 

Знаки препинания при причастных  и деепричастных оборотах

 

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

 

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

 

Знаки препинания в бессоюзных предложениях

 

В данной таблице отражается детальный анализ ошибок, допущенных обучающимися, который необходим для планирования дальнейшей работы.

Тесты для проверки домашнего задания.

Данный вид тестирования я использую для того, чтобы быстро проверить готовность студентов к занятию. Поскольку подобные тесты я провожу периодически, то это способствует тому, что обучающиеся более ответственно относятся к выполнению домашнего задания.

Тесты на закрепление материала.

         Применяемые мною тесты можно использовать и в качестве дидактического материала. В этом случае тест используется не как предмет оценивания, а как материал для закрепления знаний. Выполняя тестовые задания, студенты могут пользоваться конспектом лекции, учебником. Задача обучающихся – найти правильный ответ. В процессе тестирования идет повторение и закрепление изученного, что необходимо для перевода знаний в долговременную память. Данные тесты проверяются прямо на занятии самими обучающимися по предложенному преподавателем эталону ответа. Ошибки, допущенные в тесте, анализируются.

         Тесты для внеаудиторной самостоятельной работы.

         Данный вид тестирования помогает закрепить материал, отработать умения и навыки, способствует лучшему усвоению знаний.

Тесты для текущего контроля.

Текущий контроль я провожу после изучения темы. Например, по дисциплине «Русский язык» после изучения каждой части речи студенты выполняют тестовые задания. По дисциплине «Литература» обучающиеся пишут тест после изучения творчества каждого писателя. По дисциплинам «Русский язык и культура речи» и «Деловое общение» — после изучения каждого раздела. С помощью тестов для текущего контроля диагностируется уровень усвоения материала. По результатам тестовых заданий я заполняю сводную таблицу. Например, по дисциплине «Русский язык» она выглядит следующим образом:

ФИ обучающегося

Оценка за тестовые задания по темам

 

Имя существи-

тельное

Имя прилага-

тельное

Имя числи-

тельное

Место-имение

Глагол

Причастие

Наречие

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты для итогового контроля.

Итоговый контроль я провожу после изучения большого раздела рабочей программы. Например, по дисциплине «Русский язык» — после изучения раздела «Орфография. Морфология» или раздела «Синтаксис. Пунктуация», по дисциплине «Литература» — после изучения раздела «Литература второй половины XIX века» или раздела «Литература XX века». По результатам итогового контроля я делаю вывод о готовности студентов к промежуточной аттестации.

Тесты для промежуточной аттестации.

Для проведения промежуточной аттестации мною разработаны тестовые задания.

Цель промежуточной аттестации: установление соответствия знаний и умений обучающихся  требованиям государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах ОПОП.

При составлении тестовых заданий необходимо учитывать, что все варианты одного теста должны быть одинаковыми по сложности, содержать одни и те же виды заданий. Вопросы должны соответствовать содержанию рабочей программы по изучаемой дисциплине. Работая над составлением тестовых заданий, я придерживаюсь следующих принципов:

  • научность;
  • доступность;
  • систематичность;
  • последовательность;
  • учет индивидуальных особенностей обучающихся;
  • связь обучения и воспитания с окружающей жизнью.

При составлении тестов я стараюсь разнообразить задания. В своей практике я применяю тесты закрытого типа, тесты открытого типа, тесты на установление соответствия, тесты на установление правильной последовательности.

         Тесты закрытого типа.

         В данных тестах обучающиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов. Преимущества тестов закрытого типа: быстрота тестирования, простота подсчета баллов. Недостаток: эффект угадывания.

Среди тестовых заданий закрытого типа, используемых мною,  можно выделить три группы:

1. Задания с альтернативными ответами.

Они используются либо перед объяснением темы для активизации внимания студентов, для актуализации материала, либо после изучения материала для первичного повторения и закрепления. В тестах с альтернативными заданиями предлагаются два варианта ответа: верно-неверно. Как правило, с подобными тестами обучающиеся справляются хорошо, что способствует повышению мотивации.

2. Задания с выбором одного ответа.

Подобные задания универсальны, просты и понятны, могут применяться в любом тестировании. Такой тест состоит: а) из основной части, в которой содержится утверждение или вопрос; б) из нескольких возможных ответов, из которых нужно выбрать правильный 

3. Задания с выбором нескольких ответов.

         Данные тестовые задания наиболее полную картину знаний обучающихся, поэтому я часто использую их.

         При составлении тестов я нередко делаю так, чтобы предложенное задание содержало дополнительную информацию, которая бы развивала и обучала.

Задания на установление соответствия.

         В заданиях на установление соответствия обучающимся предлагается соотнести элементы из двух списков. Список, из которого выбираются подходящие ответы, может соответствовать количеству вопросов, а может быть больше, что усложняет задание. Задания на установление соответствия я использую на текущем контроле и промежуточной аттестации.

         Тесты на восстановление последовательности.

Обучающимся необходимо расположить высказывания в правильной последовательности  

         Тесты открытого типа.

         Данные тесты со свободными ответами, которые студенты формулируют самостоятельно. Открытые тесты имеют свои преимущества: работа с заданиями различной сложности, проверка усвоения алгоритма. При оформлении теста открытого типа должна быть инструкция. Например, «Заполните пропуски, чтобы получилась правильная формулировка утверждения».

         Тесты открытого типа могут включать в себя творческое задание. Студентам предлагается написать небольшое сочинение (или дать развернутый ответ на проблемный вопрос) по заданной теме. Творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют развитию речи и повышению культурного уровня обучающихся.

         Примеры

                              Тесты закрытого типа

  1. Задания с альтернативными ответами.

       Согласны ли вы со следующими утверждениями:

1. Троп, состоящий в соединении двух, противоречащих друг другу понятий – это оксюморон.

2. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности – это сравнение.

2. Задания с выбором одного ответа.

    1. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

      а) не…держанность, чере…чур, бе…ценный

       б) пр…ступление, пр…градить, пр…чудливый

       в) ра…писание, и…кусать, бе…граничный

       г) …бить, …дуть, ра…носить

3. Задания с выбором нескольких ответов.

1. Правильно поставлено ударение в словах:

1) шампу? ры

2) изба'лованный

3) ката'лог

4)позвони'т

5) то'рты

6) догово'р

         При составлении тестов я нередко делаю так, чтобы предложенное задание содержало дополнительную информацию, которая бы развивала и обучала.

         Например:

А.Я.Панаева в своих воспоминаниях писала: «Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое… Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде».

В каком стихотворении Н.А.Некрасова был отражен этот жизненный эпизод?

               1. «На Волге».

               2. «Не рыдай так безумно над ним».

               3. «Размышления у парадного подъезда».

               4. «Памяти Добролюбова».

                     Задания на установление соответствия.

1. Установите соответствие существительных и сочетающихся с ними прилагательных:

1) помещение

2) головня

3)завеса

4) игрушка

5) кот

1) дымный

2) дымовой

3) дымчатый

4) дымковский

5) дымящийся

Тесты на восстановление последовательности.

Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

а) Жестокий жар его мучил.

б) Он попросил, чтобы Арина Васильевна его причесала, поцеловал у нее руку и выпил глотка два чаю.

в) К утру ему полегчало.

г) Ночь была нехороша для Базарова.

Тесты открытого типа.

1. Выпишите из текста глагол, употребленный в переносном значении:

Самое яркое впечатление этих дней дал мне Цыганок. Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой,  он явился под вечер,  празднично одетый в золотистую шелковую рубаху,  плисовые штаны и скрипучие слоги гармошкой. Блестели его волосы, сверкали весёлые раскосые  глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов,  горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады.

При проверке работ обучающихся я использую  следующие нормы оценки тестовых заданий: за каждое верно выполненное задание студент получает 1 балл, за творческое задание максимально – 5 баллов. Все баллы суммируются, затем, исходя из процентного соотношения, переводятся в оценку:

  • от 0% до 50% — оценка «2»;
  • от 51% до 74% — оценка «3»;
  • от 75% до 90% — оценка «4»;
  • от 91% до 100% — оценка «5». [4]

         При проверке творческого задания учитывается понимание смысла текста обучающимся, наличие аргументов, смысловая цельность, связность и последовательность изложения, композиционная стройность ответа.

Тестовый контроль имеет большое значение в проведении контроля знаний обучающихся, позволяет диагностировать и корректировать уровень усвоения учебного материала, способствует повышению мотивации обучающихся к изучению дисциплины, помогает студентам подготовиться к промежуточной аттестации. Тестовые задания могут использоваться на различных этапах учебного занятия в зависимости от того, проверку и оценку какого материала хочет осуществить преподаватель.

Использование тестовых технологий для контроля знаний обучающихся дает следующие положительные моменты:

  1. Уменьшилась возможность подсказок и списывания.
  2. Повысилось качество знаний обучающихся.
  3. Повысилась объективность оценки знаний.
  4. Возросла познавательная активность обучающихся, улучшилась домашняя подготовка к занятиям.
  5. Улучшилась психологическая атмосфера в группах студентов.
  6. Возросло количество контрольных мероприятий, что позволяет осуществить своевременную диагностику знаний у всех обучающихся по большинству тем учебной дисциплины.

         Активное применение тестовых технологий способствует лучшему усвоению материала, свободному владению практикой работы с тестовыми заданиями, что дает возможность обучающимся участвовать в конкурсах и олимпиадах и занимать призовые места.

Итак, применение тестовых заданий в сочетании с традиционными образовательными технологиями позволяет обеспечить повышение качества знаний студентов по учебной дисциплине за счет активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, мотивирующей и воспитательной функции тестов.

        

 

 

Библиографический список.

  1. Аванесов В.С. «Основы педагогической теории измерений», Педагогические измерения, т.1., №1, 2004.
  2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., 2000. – 352с.
  3. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002.
  4. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

 

Автор:

Зуева Н.В.

 

 

 

 

 

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть