ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ – КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Аннотация. Для повышения мотивации и профилактики гиподинамии важен педагогический контроль. Для учителей физической культуры тестирование двигательных возможностей учащихся помогает решению ряда сложных педагогических задач. Ведение педагогического контроля состояния физической подготовленности школьников в процессе физического воспитания способствует повышению интереса у детей к удовлетворению потребностей и мотивов в физической активности, развитию познавательной сферы.
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма человека. Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает особую значимость, т.к. возрастает число факторов, неблагоприятно действующих на детский организм: низкий уровень социально-экономических условий жизни, ухудшение экологической обстановки, резко возросшее внимание к телевидению, видеоиграм, массовая компьютеризация, расширение школьной программы, увеличение нагрузок на фоне относительно невысокой двигательной активности, высокая заболеваемость. Всё это в равной мере отрицательно сказывается на процессах роста и общего развития ребенка, и проявляется в снижении адаптационных возможностей растущего организма. При значительной ежедневной нагрузке и хронической усталости большинства школьников кроме как на учебных обязательных занятиях по физическому воспитанию, к физическим упражнениям больше не обращаются. В результате этого, состояние здоровья школьников в последние годы вызывает все более серьезные опасения. По данным института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей снижается в четыре — пять раз.
Школа должна стать базой для реализации программы профилактики и оздоровления подрастающего поколения. Положительная динамика в состоянии здоровья детей может быть достигнута с помощью правильно организованного учебного процесса физического воспитания в условиях общеобразовательной школы. Актуализация процесса пересмотра физического воспитания, реорганизация общеобразовательных программ и предмета «Физическая культура» в школе с целью повышения здоровья школьников привлекает внимание специалистов и ученых, работающих в области теории физического воспитания. Проблемная ситуация определяется существующими в настоящее время противоречиями между:
• объективно существующей потребностью преподавателей физкультуры повышать двигательную активность школьников и недостаточностью научно-обоснованных методик, способствующих решению этой проблемы;
• необходимостью комплексного подхода к проблеме повышения двигательной активности и его отсутствием в практике.
Предполагается, что повышение двигательной активности школьников будет результативнее, если:
· обеспечен систематический педагогический контроль состояния физической подготовленности школьников на уроках физической культуры;
· выявлены, отобраны и систематизированы средства физического воспитания с учетом уровня физической подготовленности занимающихся;
· внедрены различные режимы двигательной активности в процесс физического воспитания;
· обеспечено взаимодействие программно-методического и медико-биологического сопровождения процесса повышения двигательной активности.
Учитель физической культуры общеобразовательной школы, в процессе своей деятельности осуществляя систематический педагогический контроль физической подготовленности школьников, проводя анализ результатов контроля и зная динамику развития основных двигательных качеств, может реально управлять физическим воспитанием учащихся.
Физическое воспитание должно обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном процессе, достаточный и необходимый минимум теоретической, технической и физической подготовленности, которые направлены на обеспечение базы в освоении физической культуры для жизнедеятельности, для развития личности, для формирования здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание учащихся эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме, активно влияет на развитие двигательных способностей.
Многие специалисты в области физической культуры, считают, что физическая подготовленность является важным компонентом здоровья учащихся, а её улучшение одной из главных задач физического воспитания в школе.
Физическое состояние и работоспособность школьников изменяются под влиянием внешней среды, учебных занятий и физическим воспитанием. В связи с этим, своевременный контроль и оценка подготовленности школьников позволяют рационально строить учебный процесс и определять его эффективность.
Для целесообразной и эффективной организации занятий физической культурой, необходимо иметь истинную информацию об уровне физической подготовленности школьников на каждом этапе их обучения. Наличие этой информации, особенно на этапе формирования двигательных функций, имеет большое практическое значение. Поэтому оценка эффективности физического воспитания в школе проводится по уровню развития основных физических качеств, т.е. по уровню физической подготовленности учащихся. Сроки тестирования согласуются со школьной программой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое целесообразно проводить во вторую — третью неделю сентября (после того как учебный процесс войдёт в нормальное русло), а второе — за две недели до окончания учебного года.
Систематическое наблюдение за двигательной подготовленностью каждого отдельного ученика позволяет своевременно наблюдать картину развития двигательных качеств и навыков, выявлять отстающие и, на основе дифференцированного подхода с помощью специальных педагогических воздействий, достигать необходимого эффекта в решении задач физического воспитания детей школьного возраста.
Тестирование двигательных возможностей учащихся помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявляет уровни развития кондиционных и координационных способностей, позволяет оценивать качество технической и тактической подготовленности.
На основе результатов тестирования можно:
· сравнивать подготовленность — как отдельных учащихся, так и целых групп,
· проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях,
· осуществлять в значительной степени объективный контроль обучения школьников,
· выявлять преимущество и недостатки применяемых средств и методов обучения, форм организации занятий,
· обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности подростков.
Кроме этого задачи тестирования сводятся к следующему:
· научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;
· стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы);
· знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определённое время;
· стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, сколько за запланированное повышение личных результатов.
Тестирование способствует повышению интереса у школьников к занятиям физическими упражнениями, приносит им радость, а не ведет к развитию комплекса неполноценности. Для этого необходима батарея тестов, в которой:
· результаты тестов не сравниваются с нормативами, оценка их выполнения основана на изменениях, происшедших за определённый период времени;
· все компоненты теста модифицируются; используются облегчённые варианты упражнений (упражнения, входящие в содержание теста, должны быть достаточно лёгкими, чтобы вероятность успешного выполнения была велика, оценки ноль и со знаком минус исключены).
Ведение педагогического контроля состояния физической подготовленности школьников в процессе физического воспитания способствует повышению интереса у детей к удовлетворению потребностей и мотивов в физической активности, развитию познавательной сферы.
Контроль физической подготовленности выступает как оперативное управление, которое обеспечивает функционирование системы в соответствии с намеченными планами. Оно заключается в периодическом и непрерывном сравнении полученных результатов с намеченными планами и последующей коррекцией процесса подготовки, и самих планов. Система контроля служит для получения информации о текущем состоянии процесса физического воспитания. От информационного обеспечения зависит эффективность управления процессом физического воспитания. Знание годичных изменений в развитии двигательных способностей детей позволяет учителю вносить соответствующие корректировки в процессе физического воспитания на следующий учебный год.
При оценке общей физической подготовленности детей, как уже отмечалось, можно использовать самые разнообразные батареи тестов, выбор которых зависит от конкретных задач тестирования и наличия необходимых условий. Однако, в связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь путём сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей.
Педагогический контроль обусловлен содержанием учебно-воспитательного процесса, правильная организация которого предполагает постоянный обмен информацией между учителем и учеником о реальных результатах их совместного труда.
Таким образом, одной из главных задач физического воспитания в общеобразовательной школе является повышение уровня физической подготовленности школьников. Для решения этой и других не менее важных задач физического воспитания необходим систематический педагогический контроль, и его анализ. Оценивать работу учащихся необходимо по показателям прироста индивидуальных результатов, что позволяет создать у школьников положительный психологический настрой и побуждает их добиваться более высокого уровня физической подготовленности. Информация о положительных результатах педагогического контроля способствует повышению эффективности управления процессом физического воспитания школьников.
Литература
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания.-. М.: Просвещение, 1990.
2. Гальперин С.И. Физические особенности детей.-М.: Просвещение, 1996. Кузнецова З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. // Физкультура в школе.- 2000.- № 1
3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя.- М.: АCT, 1998.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учебное пособие — М.: Академия, 2000
Автор:
Черпинская М.В.
<o:p></o:p>