Развитие речевой культуры обучающихся через применение современных образовательных технологий
Общение для человека – среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.
Чтобы быть специалистом своего дела, недостаточно знаний исключительно в рамках своей профессии или рода деятельности. Чтобы задуманное дело имело успех, необходимо точно и обстоятельно представлять все его детали, обсудить сложившуюся ситуацию; взаимопонимание при этом во многом зависит от того, насколько хорошо собеседники владеют языком, его возможностями.
Именно поэтому повышение уровня развития связной речи обучающихся, систематизация знаний по современному русскому литературному языку и его нормированному употреблению, а также совершенствование умения правильно оформлять устную и письменную речь является основной целью на занятиях.
Термин «красноречие» употребляют в современном мире как синоним понятий «ораторское искусство», «риторика» — наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью воздействия на аудиторию, но между ними есть различия.
М.В. Ломоносов, внесший термин «красноречие» в русскую науку, определял его как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению».
Блез Паскаль определяет красноречие как «искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием».
В «Толковом словаре-справочнике русского языка» Е.С. Грабчиковой читаем: «Красноречие – умение красиво и убедительно говорить; ораторский талант».
Мы же определим красноречие как комплекс психологического и лингвистического аспектов языковой культуры, ведь теоретическую основу обучения развитой речи составляют лингвистические дисциплины, предметом изучения которых является собственно речь, а практическую сторону речи – внеязыковые факторы и обстоятельства, без которых процесс общения не может состояться: «говорящий субъект и адресат <…> обстановка речевого общения и тот фрагмент объективной действительности, в которой делается сообщение».
При проведении занятий особое внимание необходимо уделять правильности речи, как на фонетическом (акцентологические и орфоэпические нормы), так и на морфологическом и синтаксическом уровнях (нормы морфологии и синтаксиса), не забывая при этом о таких коммуникативных качествах речи, как выразительность, точность, логичность, уместность, чистота речи. Кроме того, необходимо помнить и о психологической стороне речевой деятельности.
Все предложенные обучающимся упражнения можно разделить на несколько групп:
- упражнения, помогающие выделить соответствующие признаки явления, научиться определять их и по ним подводить под понятие конкретный речевой «продукт» (анализ готового текста);
- упражнения, направленные на формирование отдельных умений (редактирование высказываний, продолжение заданного начала);
- упражнения, направленные на формирование всего комплекса речевых умений (создание собственных высказываний, текстов).
Таким образом, упражнения позволяют вести обучающихся от знакомства с определёнными речевыми понятиями к овладению необходимыми речевыми действиями и использованию приобретённых умений в речевой практике.
Для достижения поставленной цели используются следующие приемы педагогической техники:
ЛОВИ ОШИБКУ
- При объяснении материала, учитель, намеренно допускает ошибки, но обучающиеся заранее предупреждены об этом. Им необходимо найти эти ошибки и объяснить.
- С целью закрепления полученных знаний обучающимся часто предлагаются тексты со специально допущенными ошибками – иногда «работают учителями».
Нужно добиваться именно умения находить «ошибкоопасное» место, а не механического запоминания правильного ответа. Только тогда обучающиеся запомнят ошибку и не будут повторять ее.
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ
Обучающиеся подбирают или придумывают свои примеры, выдвигают свои гипотезы, идеи, задают вопросы, связывающие изученный материал с любой ранее изученной темой. Например, обучающимся может быть дано следующее задание: исключите прилагательные из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи» и сделайте вывод о роли прилагательных в речи.
Предполагаемый ответ: с помощью имен прилагательных письменные тексты и устная речь делаются более информативными, выразительными и красочными.
При объяснении нового материала можно применять форму сравнения, сопоставления или противопоставления. Например, при изучении особенностей системы русской пунктуации мы говорим о том, что некоторые знаки препинания часто выбирают в зависимости от конкретных задач высказывания. Но все эти размышления применимы только к предложению вне связного текста. Но что происходит, когда мы анализируем связный текст?
Предполагаемый ответ: при анализе текста проблема «факультативности» знаков препинания не стоит, так как перед нами конкретная смысловая связь предложений, которые объединенны общей темой, идеей, авторским стремлением передать смысл.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Обучающиеся иногда получают дифференцированное домашнее задание, состоящее из нескольких уровней.
Во-первых, обязательный минимум. Главное в этом задании: оно должно быть понятно и посильно любому обучающемуся. Так в пятом классе при изучении темы «Устное народное творчество», обучающимся может быть предложено следующее задание: «Запишите загадку и нарисуйте к ней отгадку».
Во-вторых, тренировочный уровень. Его выполняют обучающиеся, которые желают хорошо знать предмет и осваивают программу.
Третий уровень – это творческое задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой. К примеру, при изучении того же устного народного творчества для любителей сочинять может быть предложено такое домашнее задание: «Придумайте и запишите свою потешку, прибаутку или считалку».
В качестве домашнего задания можно использовать и творческие работы «Моя сказка» (сказка собственного сочинения), «История одного слова» (мини-проект, формирующий навыки сбора и обработки информации, умение анализировать, составлять собственный отчет), «Словообразовательный пазл» (исследование способов образования слов).
Таким образом, диапазон творческих заданий широк от разработки кроссвордов, плакатов до составления тематических сборников, аннотаций и т.п.
Для закрепления можно использовать и игровую деятельность, например:
1. ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложения воссоздать его облик (то есть сказать простое оно или сложное, сколько в нем главных, а сколько придаточных и т.д.) или подобрать слова в соответствии с их морфологической структурой:
укажите прилагательные, строение которых соответствует схеме
2. представь, что ты работаешь помощником руководителя фирмы и отвечаешь за исходящую информацию, а в тексте документа присутствуют ошибки, найди и исправь их.
Напомним, кроме лингвистической стороны речи, как говорилось выше, важен также и психологический настрой говорящего, уверенность в себе. Поэтому в работе с обучающимися, кроме упражнений, можно использовать следующую методику по повышению уверенности:
- научитесь громко и отчётливо задавать вопросы, так как вопрос – это краткое речевое произведение, которое можно приготовить заранее.
- участвуйте в дискуссиях, высказывайте своё мнение, начиная с фраз «Я согласен с …», «Мне кажется, прав тот, кто считает…», затем постепенно переходите к небольшим выступлениям.
- обсуждайте то, что вы хотите сказать с близкими вам людьми, в семье, с друзьями, с теми, с кем вам легко общаться и кого вы не стесняетесь.
- сконцентрируйте внимание на содержательной стороне своей речи; помните, что интересно должно быть в первую очередь то, что вы говорите, а не то, как вы говорите.
Автор:
Дроздова С.Н., учитель русского языка и литературы,