Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе
Учебный предмет «Русский язык» – важнейший компонент школьной программы, поскольку является не только объектом изучения, отдельным учебным предметом, но и средством обучения другим школьным предметам. Основная цель обучения предмету "Русский язык" – заложить основу формирования функциональной грамотности, обеспечить развитие всех видов речевой деятельности: аудирования (слушания), говорения, чтения, письма как показателей общей культуры человека.
Для достижения это цели изучения предмета в начальной школе есть одна практическая задача: развивать интерес и любовь к родному языку через освоение окружающего мира и явлений окружающей действительности. На основе этой задачи складывается познавательная деятельность учащихся, интерес к уроку и, конечно же, качество знаний.
Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, парную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.
Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Чтобы дети лучше и легче воспринимали материал обязательно нужно их настроить на урок. В своей практике я применяю такой мотивационный настрой, как:
Касаясь друг друга пальцами поочередно, говорить слова:
Желаю
успеха
большого
везде
и во всем.
***
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему…(Привет!)
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой…(Привет!)
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго…(Привет!)
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям…(Привет!)
Этот настрой очень нравится моим ученикам.
Основная часть урока состоит из разнообразных заданий. Активность детей повышается, если подобраны интересные задания, присутствует красочная наглядность.
На каждом этапе урока применяю различные приёмы критического мышления. Это диаграмма Э. Венна для установления сходства и различий, «Зона заблуждения», «Крестики-нолики», «Лото», «Горячий стул», «Тихая гавань», «Эссе», «Ромашка Блума», «Синквейн», «Фишбоун» и мн. др.
Например, на уроке по теме «Склонение имен существительных» предлагаю детям сказку о падежах и демонстрирую ее веселыми героями-падежами.
Сказка о падеже
Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – именительный. Родился – стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось. Он был малышом, ему все давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительный. Он всегда стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный,
Предложный,
Предложный.
На уроке закрепления по этой теме задаю детям загадки о падежах, кто отгадывает, получает своего героя-падежа. Эта работа проводится в парах. Когда дети получили своего героя, они составляют кластер о том, что знают об этом падеже.
1. Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж)
– Дайте характеристику Именительному падежу.
2. Кого же нет?
Я очень беспокоюсь, чего же нет?
Отправлюсь я на поиск
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж)
– Расскажите о Родительном падеже.
3. Я работаю старательно
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу
Но и один гулять хожу. (Дательный падеж)
– Дательный падеж – это...
4. Кого винить мне видно сразу!
Пусть каждый здесь
Запомнит эту фразу
Ведь я важней министра! Все это знают тут!
А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж)
– Что вы знаете о Винительном падеже?
5. Творите чем? Творите с кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад. (Творительный падеж)
– Расскажите о Творительном падеже.
6. Мне без предлогов свет не мил
Пусть будет «в», и «о», и «при» –
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать
О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж)
При изучении темы «Роди имен существительных», урок начался со сказки, откуда произошел род?
Для лучшего запоминания рода разучили стихотворение:
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно, мое!
Это правило твоё!
Для закрепления темы ребята работают в парах по карточкам и игрой «Путаница». Особенно увлечённо дети работают при составлении кластеров. Кластеры ребятам предлагаю разнообразные. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Используя приём Кластер «Паучок», мы разобрали блок тем по имени существительному. Кластер «Виноградная гроздь» использовался по теме «Текст-описание». Кластер «Сороконожка» применялся по теме «Склонение имён существительных».
При изучении темы «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» предлагаю кирпичную стену, которую нужно разобрать на два столбика: одушевленные и неодушевленные имена существительные. Тем самым открываем путь к дальнейшему изучению темы.
Дядя | врач | дом | птичка | ручка |
окно | слон | город | змея | зима |
ветер | петух | класс | лев | день |
Игра «Солнышко». Образовать новые слова с помощью приставок и суффиксов предлагалось по теме «Состав слова».
Конечно же, неотъемлемой частью урока является формативное оценивание. Ни одна работа на уроке не остается без оценивания. В основном ученики проводят взаимооценку с помощью приемов «Светофор», «Три звезды», «Две звезды и одно пожелание», «1, 2, 3», «Смайлики», «Шкала успеха» и мн. др.
Каждый урок стараюсь провести увлекательно, чтобы активизировать деятельность детей.
В результате использования интерактивных методов, интересных заданий, наглядности в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению.
Список использованной литературы:
- Типовая учебная программа по предмету "Русский язык" для 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения), от 10 мая 2018 года № 199.
- Методическое руководство. Для учителей 3 кл. общеобразоват. шк./ Е.В. Богатырева, Р.А. Бучина и др. – Алматы: Алматыкитап баспасы, 2018 г.
- Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/ Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров. – Б.: «Билим», 2012 г.
Автор:
Могунова В.В.