ОПТИМАЛЬНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
К современному оцениванию предъявляется ряд требований, оно должно быть: многофункциональным, понятным, психологически комфортным. Оптимально удовлетворить данные требования позволяет критериальное оценивание, которое для учеников обеспечивает понимание целей обучения, деятельное участие в процессе собственного познания, развитие умения анализировать свою работу, в свою очередь, для учителя установлена эффективная обратная связь, снят вопрос субъективности оценивания, производится своевременная корректировка обучения с учетом результатов оценивания
В результате внедрения критериального оценивания на уроках информатики сложился алгоритм разработки критериальной таблицы:
1) определяем глоссарий
Под критериальным оцениванием будем понимать оценивание по критериям, которые отражают достижения учащихся по разным направлениям их учебно-познавательной компетентности. Критерий – это признак, на основании которого производится классификация. Дескриптор описывает уровни достижения учащегося по каждому критерию.
2) разрабатываем критериальную таблицу оценивания по теме, для этого выделяем ключевые критерии, разрабатываем дескрипторы, которые оцениваем в баллах и суммируем баллы по каждому критерию (таблица 1)
3) разрабатываем критериальную таблицу оценивания к уроку (таблица 2)
4) разрабатываем критериальную таблицу оценивания к заданию
На первых этапах работы с критериальными таблицами учащимся сложно воспринять ее полный объем, поэтому к ней нужно переходить постепенно, не уточняя дескрипторы, при этом для определения уровня использовать баллы равные или кратные заданиям. Например, критерий «Закончено два слайда» оценен в 2 балла и учащимся поясняются дескрипторы 0 баллов – не сделан ни один слайд, 1 балл – разработан 1 слайд, 2 балла – закончено 2 слайда, «Сортировка 12 значков» предполагает 9 баллов при допущенных 3 ошибках (рисунок 2).
Таблица 1. Критерии по теме «Программа Power Point»
Критерии (50 баллов) | Дескрипторы | |||||
Уровень А | Уровень В | Уровень С | ||||
Интерфейс программы (9 баллов) | знает элементы окна Power Point | 1 | знает назначение значков ленты вкладок | 2 | классифицирует значки по вкладкам | 2 |
умеет создавать и сохранять файлы | 1 | настраивает масштаб и сортировку слайдов | 1 | умеет настраивать окно | 2 | |
Создание электронных продуктов (17 баллов) | умеет создавать и редактировать надписи | 1 | соблюдает правила дизайна презентаций | 2 | умеет настраивать эффекты анимации | 3 |
вставляет графические объекты | 1 | создает и редактирует графические объекты | 2 | вставляет и редактирует файлы мультимедиа | 3 | |
умеет создавать слайды | 1 | применяет шаблоны | 1 | оригинальность | 3 | |
Работа с информацией (12 баллов) | знает браузеры и поисковые сайты Интернет | 1 | отбирает нужную информацию | 2 | классифицирует информацию | 3 |
осуществляет поиск | 1 | сравнивает и сортирует информацию | 2 | оценивает информацию по релевантности | 3 | |
Коммуникативные навыки (12 баллов) | умеет запустить презентацию | 1 | умеет защитить презентацию | 2 | доказывает преимущество представления информации в Power Point | 3 |
озвучивает презентацию со слайдов | 1 | изменяет настройки показа слайдов | 2 | умеет ответить на вопросы по редактированию презентации | 3 |
Таблица 2. Критерии к уроку «Вставка графических объектов в Power Point»
Критерии (37 баллов) | Дескрипторы | |||||
Уровень А | Уровень В | Уровень С | ||||
Интерфейс программы (6 баллов) | знает вкладку Вставка | 1 | знает вкладку Формат: стиль, эффект | 2 | знает вкладку Формат: упорядочить, изменение | 2 |
знает вкладку Формат: заливка, контур, размер | 1 | |||||
Создание электронных продуктов (19 баллов) | вставляет и удаляет рисунки, автофигуры | 1 | поворачивает рисунок | 2 | изменяет настройки тени, объема | 2 |
изменяет заливку, контур | 1 | составляет рисунок из отдельных автофигур | 1 | создает и вставляет рисунки из Paint | 3 | |
перемещает рисунок | 1 | изменяет стиль, эффекты | 2 | группирует рисунки | 2 | |
изменяет размеры |
| изменяет порядок наложения рисунков |
| изменяет рисунки (фон, яркость, контрастность) | 3 | |
Работа с информацией (6 баллов) | осуществляет поиск графики в Интернете | 1 | вставляет рисунки из Интернета | 2 | добавляет собственные рисунки в коллекцию Интернета | 3 |
Коммуникация (6 б) | рисунок соответствует теме задания | 1 | оценивает рисунок по критериям | 2 | консультирует одноклассников по графике | 3 |
Для установления долевого участия работы в группе каждого ученика учащимся предложено оценить друг друга по методике «Две звезды и одно желание». Анализируя заполненные таблицы (рисунок 1), видно, что вклад каждого из членов группы не равнозначен, возникает проблема расчета коэффициента индивидуального участия в системе накопительного рейтинга. Формула коэффициента индивидуального участия приводится в ресурсах программы [1]:
Методика оценки заключается в следующем: каждому ученику предлагается оценить вклад в работу группы в процентном отношении, далее подсчитываются проценты по каждому участнику и среднее значение подставляется в формулу подсчета КИУ, при этом мнение руководителя группы учитывается дважды. В качестве адаптации этой методики для школьников младшего и среднего возраста можно предложить заменить оценивание в процентном соотношении на оценивание звездочками, однако использовать не две, а десять звездочек, то есть по 10% на каждую звезду. Осталось только подсчитать количество звездочек у каждого члена группы. Не будем учитывать важность мнения лидера группы и упростим формулу:
Для экономии времени и исключения ошибочных расчетов все формулы заносятся в электронные таблицы Excel.
Рисунок 1. Критериальная Рисунок 2. Критерии к заданиям
таблица урока в Excel
Когда данные оценивания продвижения учеников собираются вовремя, обеспечивая обратную связь, ученики в большей степени контролируют свое обучение, обращаясь к конкретным проблемным областям. Исследования показывают, что учащиеся получают наибольшую пользу, когда отзывы конкретны и сосредоточены на задачах и путях улучшения работы [2, с. 123]. Использование критериальных таблиц сделало процесс оценивания прозрачным и понятным для всех участников процесса обучения, а совместная разработка критериев сформировала позитивное отношение к оцениванию у учащихся. Это доказывают выдержки из рефлексивных дневников учащихся: «Критерии – это как план к сочинению, они помогают стремиться к лучшему результату», «критерии помогают, потому что есть цель», «мне комфортнее, когда я критерии делаю сам, я ищу самое главное в работе, которую собираюсь выполнять», «когда мы знаем критерии, легче принимать ошибки»
Умение производить оценку на основе критериев способствовало формированию метапознавательных способностей учеников, стимулировало развитие социальной компетенции учащихся.
Литература:
1. П. Блэк и Д. Уильям «Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
2. Руководство для учителя 3(базового) уровня, 2012
Автор:
Матвеева М.В.