Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Эффективность использования исследовательских заданий на уроках математики в 5-6 классах.

Эффективность использования исследовательских заданий на уроках математики в 5-6 классах.

Подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Закладка основных содержательных линий математического образования, включающего в себя, в том числе и общие исследовательские умения, происходит также при обучении учащихся математике в 5-6 классах. На этом этапе изучения математики необходимо использование элементов учебных математических исследований, организованных как задания исследовательского характера.

Таким образом, формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования.

Исходя, из актуальности определила цель:

  • обосновать необходимость использования заданий исследовательского характера на уроках математики как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников.

Объект: процесс развития учебно-исследовательской деятельности у школьников.

Предмет: исследовательские задания как средство развития учебно-исследовательской деятельности на уроках математики.

Исходя, из цели, объекта, предмета выделила следующие задачи:

  1. охарактеризовать содержание и структуру учебно-исследовательской деятельности, на основе анализа научно-методической литературы; проанализировать формы организации исследовательской деятельности на уроках математики в 5-6 классах;
  2. рассмотреть методику использования различных заданий исследовательского характера, способствующих развитию учебно-исследовательской деятельности школьников на уроках математики;
  3. систематизировать задания исследовательского характера. Апробировать их в самостоятельной практической деятельности.

Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности. Это умение видеть проблемы, умение вырабатывать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определение понятиям.

Для активизации познавательной деятельности и развитие математического мышления учащимся предлагаются задачи разных видов. Среди них выделяются поисковые задачи, результатом решение которых, как правило, является догадка, т.е. нахождение пути (способы) решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.

Смекалка определяется в педагогике как особый вид проявление творчества в нахождении способа решения. О проявлении сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых ученик самостоятельно приходит к выводам, обобщениям, оперируя заданиями.

Наиболее полно такие приемы умственной деятельности как сравнение, обобщение, абстрагирование проявляются при решении задач следующих видов: задачи на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождение отличий между ними, на продолжение числового ряда или ряда фигур, поиск недостающий в ряду фигуры.

Помимо этих, могут быть предложены логические задачи; также задачи, обеспечивающие деятельность по выработке интеллектуальных навыков, включающих в себя ряд исследовательских умений:

  1. умение проводить анализ наблюдаемых объектов и выполнять описание наблюдений;
  2. умение классифицировать объекты;
  3. умение обобщать и находить закономерности;
  4. умение конструировать математические объекты.

Наличие таких задач способствует формированию научного стиля мышление, что соответствует основным положениям концепции развивающего обучения.

Рассмотрим два способа, как можно сделать сложную для школьников исследовательскую деятельность более доступной и привлекательной.

Первый способ состоит в предъявлении некоторых исследовательских задач в игровой форме, второй – в использовании старинных задач и исторических сведений. Оба способа могут использоваться одновременно.

Если игровые задания носят исследовательский характер, тогда в процессе игры у школьников возникает необходимость сосредоточиться на сути выполняемых вычислительных действий, исследовать их механизм. Игровые и занимательные задания исследовательского характера, способствуют развитию таких качеств вычислительных умений, как осознанность, рациональность, действенность, правильность. К числу таких заданий могут быть отнесены:

  • фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
  • задания с магическими квадратами;
  • софизмы;
  • математические игры

Ребята часто решают магические квадраты. Это очень увлекательная работа. Нужно найти закономерность расстановки чисел и заполнить пустые клетки. Задания данного типа отлично тренируют вычислительные навыки, и формирует навык беглого вычисления. Данные задания могут быть вариативными для разных групп учащихся. Учащиеся с высокой успеваемостью исследуют закономерность самостоятельно и подбирают числа, а учащиеся послабее выбирают подходящие цифры из заданных ниже.

Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу только при разгадывании его сути. После чего он сам может показать фокус другим. Эта перспектива стимулирует его активную познавательную деятельность.

Однако, прежде чем приступить к разгадыванию фокуса, целесообразно несколько раз проверить его с разными числами. В этом случае ученики закрепляют свои вычислительные умения, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. В плане развития мышления ученика и в плане формирования у него  исследовательских умений используется также метод проектов или проектирование. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую либо практическую исследовательскую  задачу.

Использование заданий для формирования учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать  следующие выводы:

— исследовательский метод в обучении  заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера;

— при исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.

Для практического использования заданий исследовательского характера на уроках математики, на основе анализа методической литературы систематизировала задания исследовательского характера и создала сборник заданий исследовательского характера, который представляет собой описание методики работы с учащимися 5-6 классов по развитию у них исследовательских умений и навыков.

Работа над созданием сборника позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских умений и навыков у учащихся.

В математике исследование – образ мышления. Исследование должно быть доступно ученику. Задача учителя создать условия, при которых ученик мог бы применять новые знания в незнакомой нестандартной ситуации. Для этого необходимо определенным образом подобрать систему упражнений.

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучении внедряются практические методы исследования объектов – наблюдения и эксперименты. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности, способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым процессам.

Исследовательская деятельность открывает огромные возможности для сотрудничества учеников и ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный подбор и анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.

.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». Издательский дом «Федоров», 2006г.
  1. Кордемский Б.А. «Математическая смекалка». М., 1955г.
  1. Хамзина Б.Е., Закиров Н.А.«Научно-исследовательская деятельность школьников». Кокшетау, 2008г.
  1. Б.А. Кордемский, А.А. Ахадов «Удивительный мир чисел».
  1. Е.И. Игнатьев «В царстве смекалки».
  1. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. «Забавная арифметика.
  1. Зайкин М.И. «Математический тренинг». М., 1996г.

 

Автор:

Тукенова Г.К., учитель математики 

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть