Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Коммуникативно-ориентированная направленность в развитии навыков и умений устной речи на уроках английского языка

Коммуникативно-ориентированная направленность в развитии навыков и умений устной речи на уроках английского языка

        Главной и важной  целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся ряда коммуникативных навыков: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общение, речевой задачей и коммуникативным намерением; осуществлять своё коммуникативное поведение в соответствии с правилами общения и национально – культурными особенностями страны изучаемого языка.

Если в других предметах исходят из реализации общественных и воспитательных задач, то в иностранном языке приходится исходить из практической задачи – способности вступать в межкультурное общение. Поэтому весь процесс обучения иностранному языку подчиняется основной задачи – формированию коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция – это готовность к взаимодействию, вербальному или невербальному с другими людьми.

   Я считаю, что результат обученности по английскому  языку достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения.

   Принцип коммуникативности – основной принцип обучения английскому  языку, при котором формируются речевые умения и навыки, т.е. компетенции, которые необходимы для общения на английском  языке в рамках определенной темы.

  Коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений (умение читать и понимать прочитанное, осуществлять диалогическое общение, умение делать краткие монологические сообщения, умение передать информацию письменно), так и развитие общеучебных умений (работа с учебником, словарем, справочником и др.)

   Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, для обучения говорению.

   Условием же коммуникативной компетенции является формирование мотивации. Практика показывает, что мотивации способствует наглядность, дискуссии, проектная деятельность обучающихся, игры, особенно ролевые на старшей ступени обучения и др.

Обучающиеся легче выражают свою точку зрения с использованием изученной лексики при помощи наглядных опор. Наглядные пособия, носящие содержательный характер, вызывает потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.

Например, для введения предлогов места   можно использовать  игрушку. По ее расположению дети догадываются о переводе предлогов. После этого закрепляем эти предлоги в словосочетаниях и предложениях, описываем картинки.

При объяснении материала  размещаем  на доске карточки с новыми словами, а рядом с ними соответствующие картинки. Учащиеся читают слова и по картинке догадываются об их значении.

   Также  развитию коммуникативной компетенции способствует проблемное обучение.  И.С Кон считает, что «единственный способ вызвать глубокий эмоциональный отклик подростка – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод». Проблемный вопрос помогает обучающимся осознать цель учебной деятельности, что в свою очередь влияет на формирование ее положительных мотивов.

Что случится, если…? Цель: формирование и активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием высказываний типа предложения, сообщения мнения и др.

Каждый получает одно или два предложения, записанные на карточке, используя которые можно ответить на вопросы: “Что случится, если…?”. Все играющие отвечают на вопрос по цепочке.

     Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности обучающихся при решении исследовательских задач считается групповая работа.  В этом случаи совершенствуются речевые умения и навыки в процессе межличностной коммуникации. Групповая работа обеспечивает индивидуальное развитие каждого ребенка, формирование межличностного интеллекта, а это в свою очередь означает высокое развитие коммуникативных способностей. Понятно, что способности к овладению английским  языком у детей разные. Одни легко овладевают материалом и соответствующими речевыми умениями. Другим, несмотря на большие усилия с их стороны, не удается добиться тех же результатов, как бы они ни старались. Поэтому в групповой работе можно осуществить разноуровневый подход и обеспечить учеников с разными способностями  разноуровневыми заданиями.

    Для выражения собственных мыслей, развития творческих способностей, развития умения нестандартного мышления, воображения, фантазии и самостоятельности  можно  использовать  метод проектов. Очень важно, что при использовании этого метода в обучении сам ученик (или группа учеников) решает, что будет содержать проект и как он его будет представлять. Выбирая задания опираемся  на то,  чтобы они соответствовали уровню на котором находится обучаемый. Ученик  чувствует  себя в другом качестве, он знает что может выразить свои мысли, а это в свою очередь повышает мотивацию к обучению, росту коммуникативной компетенции.

    Для того чтобы человеку было комфортно в жизненных ситуациях, ему необходимо уметь моделировать ситуации общения. С этой целью  используются  на уроках игры.

Особенно в начальных классах большую  роль нужно отдавать  игре. В процессе игры у учащихся формируется навыки, развивается речевые умения, они обучаются общению, запоминают речевой материал.

 На уроках  используем  разные виды игр, например, «снежный ком», игры на запоминание, на мышление, на развитие речи, на говорение “boaster competition”, “the best pupil of the year”, «Чье солнышко ярче?», «Крестики нолики», «Поле чудес» и тд

     В обычной дискуссии неуверенный в себе ученик может отмолчаться, а в процессе  игры каждый получает роль и становится партнером, и что очень важно хорошо отрабатывается учебный материал. Игра сама по себе вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на английском  языке.

 Ролевая игра также мотивирует речевую деятельность.

    Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.

  В целом коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений, так и развитие общеучебных умений.      Применение коммуникативно-ориентированного метода обучения позволяет нам развивать у школьников культуру общения в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. При таком подходе иностранный язык становится не отдельным предметом обучения, а вписывается в единую стратегию развития личности средствами языкового образования в целом и иностранного языка в частности.

 

 

Литература

1. Каменецкая Н.П. Иностранные языки в школе. Методическая

мозайка. — М.: Министерство образования РФ. 2005. № 2. – С.112

2. Пассов Е.И, Кибирева Л.В., Колларова Э. Концепция

коммуникативного иноязычного образования (теория и ее

реализация), — СПб.: Златоуст, 2007.- С.199.

3. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском

языке. Пособие для учителя. – Минск: ТетраСистемс, 2007.- С.128

4. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. –

ПрофиСтарт, р. Бурятия, 2009.- С.160.

5. http://www.virtualclass.org/index.html/

6. htpp://lessons.study.ru

7. http://www.linguistic.ru__

 

Автор:

Хабидулдина Айгуль Жумабековна, учитель  иностранного языка

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть