ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Для интеллигентного человека дурно говорить
должно бы считаться таким же неприличным,
как не уметь читать или писать.
А.П. Чехов
Слова А.П. Чехова, помещенные в качестве эпиграфа, точно характеризуют принципы современного образования. Так, согласно обновленному содержанию образования, целью учебного предмета «Русский язык» является «развитие творчески активной личности путем совершенствования коммуникативных навыков по всем видам речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо» (ИМП, 2018-2019 гг.)
То, чего не хватало в ушедшей системе изучения русского языка в школе, развития устной и письменной речи учащихся, стало возможным при новой.
В обновленной системе образования мы находим достаточно много «плюсов»: и партнерские отношения на уроке между учителем и учащимися; и система критериального оценивания, когда сам ученик может анализировать и контролировать свои учебные достижения; и групповая работа, позволяющая робкому ученику быть успешным на уроке; и стратегии, вызывающие интерес к предмету и, как следствие, мотивирующие на изучение русского языка.
Такая система плавно и эффективно подготовит учащихся к сдаче итоговой аттестации в виде эссе.
Однако необходимо отметить, что вторая оценка за эссе ставится за орфографическую и пунктуационную грамотность. Анализируя цели разделов русского языка в 5 классе, убеждаешься, что основной акцент делается на работу с текстом (определение темы и идеи текста, работа с прямым и переносным значениями слов, распознавание и составление текстов разных типов, стилей и жанров), а также на синтаксические нормы (однородные члены предложения, обращения, прямая речь). Из орфографических правил внимание уделяется правописанию НЕ с разными частями речи и правописанию окончаний частей речи.
Таким образом, получается, что основные орфографические навыки, полученные учащимся в курсе начальной школы (правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением; правописание согласных в корне слова и непроизносимых согласных; правописание приставок и предлогов со словами и др.), забываются, если их регулярно не повторять.
На наш взгляд, орфографическую зоркость можно и нужно развивать на каждом уроке.
Поэтому считаем необходимым внедрить орфографические пятиминутки и проверочные работы по орфографии на уроках русского языка. Данная работа поможет, на наш взгляд, решить следующие задачи:
— воспитание интереса к предмету как необходимого мотивирующего фактора;
— развитие орфографической зоркости учащихся как обязательной составляющей грамотной личности;
— пополнение словарного запаса учащихся как условие для создания текстов устной и письменной речи.
Орфографические пятиминутки и проверочные работы могут иметь не только строго учебный, но и игровой характер, когда группам, учащимся предлагается на время выполнить задания, решить тесты с минимальным суммарным количеством ошибок в группах учащихся и др. Таким образом, у учителя появляется возможность поддерживать интерес и внимание учащихся во время уроков, а также позволит учащимся более ответственно подходить к изучению и применению орфографических норм русского языка.
Если класс «слабый», перед проведением орфографической пятиминутки или проверочной работы необходимо повторить с учащимися данную орфограмму. Учитель это может сделать устно или предоставить учащимся таблицу (схему) с правилом.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются учителя на уроках - маленький словарный запас учащихся. Не секрет, что большинство детей школьного возраста не любит читать. Многие учащиеся не знают значения, казалось бы, элементарных слов. Поэтому считаем уместным и необходимым использовать лексические пятиминутки на уроках русского языка. Да, это не что иное, как работа со словарными словами, которую и раньше применяли учителя на уроках.
Работу со словарными словами предлагаем проводить следующим образом: учащимся представляют 5 «новых» словарных слов, они объясняют их значение. Если смысл слова учащимся непонятен, учитель может попросить обратиться к толковому словарю (индивидуальное задание одному учащемуся или нескольким) или самостоятельно прокомментировать значение слова. Далее учащиеся запоминают написание слов, а потом под диктовку учителя записывают их с последующей проверкой. Таким образом тренируем зрительную, слуховую (если произнести слова вслух) и механическую память учащихся. С данными словами можно составлять словосочетания или предложения.
Небольшие орфографические пятиминутки и тестовые задания для повторения и закрепления орфографических и навыков, учащихся в 5 классе предлагаем использовать в качестве дополнительных заданий к основному уроку. Также рекомендуем примерную схему повторения орфографических навыков. Система построена так, чтобы каждая тема, изученная учащимися в курсе начальной школы, закреплялась один-два раза в четверть. Однако практикующий учитель вправе самостоятельно определять порядок работы над орфографической зоркостью учащихся.
В результате таких еже урочных упражнений мы получим грамотного человека не только с точки зрения коммуникативных учений, но и орфографически зоркого.
Примерная система работы с учащимися над орфографической зоркостью.
1 четверть.
- Правописание безударных гласных в корне слова.
- Определение грамматической основы в предложениях.
- Правописание согласных в корне слова.
- Пополнение словарного запаса.
- Правописание непроизносимых согласных.
- Правописание разделительных Ъ и Ь.
- Раздельное написание предлогов со словами.
- Распознавание членов предложения.
- Распознавание частей речи.
- Правописание безударных гласных в корне слова.
- Пополнение словарного запаса.
- Правописание приставок.
- ТСЯ- и ТЬСЯ- в глаголах.
- Правописание согласных в корне слова.
- Правописание падежных окончаний существительных.
- Правописание личных окончаний глаголов.
- Нахождение однокоренных слов.
- Нахождение форм одного и того же слова.
- Правописание безударных гласных в корне слова.
- Двойная роль букв е, ё, ю, я.
- Пополнение словарного запаса.
2 четверть.
- Правописание приставок на З- и С-.
- Правописание Ы-И после Ц.
- Пополнение словарного запаса.
- Правописание безударных гласных в корне слова.
- Правописание чередующихся гласных в корне слова.
- Правописание непроизносимых согласных.
- Распознавание частей речи.
- Правописание разделительных Ъ и Ь.
- Распознавание членов предложения.
- Правописание падежных окончаний существительных.
- Правописание окончаний прилагательных.
- Пополнение словарного запаса.
- Правописание безударных гласных в корне слова.
- Правописание личных окончаний глаголов.
- Правописание согласных в корне слова.
- Правописание О-Ё после шипящих.
- Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
- Нахождение грамматической основы предложений.
- Правописание ТСЯ- — ТЬСЯ- в глаголах.
- Двойная роль букв е, ё, ю, я.
- Пополнение словарного запаса.
3 четверть.
- Распознавание частей речи и членов предложения.
- Правописание безударных гласных в корне слова.
- Правописание чередующихся гласных в корне слова.
- Правописание непроизносимых согласных.
- Пополнение словарного запаса.
- Правописание суффиксов существительных.
- Правописание приставок на З- и С-.
- Правописание О-Ё после шипящих.
- Правописание Ы-И после Ц.
- Определение склонения существительных.
- Определение спряжения глаголов.
- Пополнение словарного запаса.
- Правописание окончаний прилагательных.
- Правописание кратких прилагательных.
- Правописание ТСЯ- — ТЬСЯ- в глаголах.
- Вид глагола.
- Правописание безударных гласных в корне слова.
- Правописание чередующихся гласных в корне слова.
- Двойная роль букв е, ё, ю, я.
- Нахождение грамматической основы предложений.
- Распознавание простых и сложных предложений.
- Построение схемы простого предложения.
- Построение схемы сложного предложения.
- Распознавание членов предложения.
- Пополнение словарного запаса.
4 четверть.
- Пополнение словарного запаса.
- Правописание безударных гласных в корне слова.
- Правописание О-Ё после шипящих.
- Правописание приставок на З- и С-.
- Правописание Ы-И после Ц.
- Правописание ТСЯ- — ТЬСЯ- в глаголах.
- Правописание падежных окончаний существительных.
- Нахождение словосочетаний в предложении.
- Нахождение грамматической основы предложений.
- Члены предложения – части речи.
- Правописание согласных в корне слова.
- Пополнение словарного запаса.
- Правописание чередующихся гласных в корне слова.
- Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
- Простые и сложные предложения.
- Двойная роль букв е, ё, ю, я.
- Правописание разделительных Ъ и Ь.
- Вид глагола.
- Правописание личных окончаний глаголов.
- Правописание безударных гласных в корне слова.
- Пополнение словарного запаса.
Пополнение словарного запаса.
Оранжевый Фиолетовый Лиловый Желтизна Голубизна | Аромат Вестибюль Директор Кабинет Портрет | Здесь Блеснуть Сиять Сверкать Вскоре |
Вправо Влево Впереди Справа Слева | Вокзал Рюкзак Шествовать Отсюда Жюри | Брошюра Парашют Не был Не нужно Не мог |
Исчезать Герой Беседовать Стремиться Салют | Издалека Изредка Здешний Сумерки Эмоции | Заботливо Внимательно Вежливо Горизонт Потому что |
Пожалуйста Лучше Возьмем Помощник Инженер | Километр Договор Обаятельный Аккуратный Экология | Юннат Шорох Шов Шоссе Шоколад |
Обновленная система образования предполагает совершенно новый подход к изучению языковых дисциплин. Основными направлениями стало совершенствование навыков слушания, говорения, чтения и письма. Через сквозные темы и спиралевидную форму обучения, путем внедрения активных форм преподавания учащиеся могут самостоятельно развивать коммуникативные навыки, функциональную грамотность и творчески подходить к решению проблемных ситуаций.
Устная и письменная речь, которым уделяется огромное внимание на уроках русского языка, невозможны без знания грамматических тем. Правильное употребление лексико-грамматических форм, успешное сочетание языковых единиц в словосочетаниях и предложениях, а также владение основами орфографии и пунктуации позволят учащимся в конце процесса обучения (выпускные экзамены в школе) быть успешными в написании эссе. Поэтому считаем, что повторение орфографии, запоминание словарных слов с усвоением их написания и значения на уроках русского языка необходимы в классах любой параллели. Предлагаемая форма работы облегчит подготовку учителя к урокам русского языка в 5 классе, обеспечит возможность системного повторения орфографических норм, а значит, сделают устную и письменную речь учащихся красивой и грамотной. А это и есть конечная цель уроков русского языка обновленного содержания образования.
Список литературы
- Крамаренко Н.О. Дидактический материал по русскому языку. 5 класс.– Волгоград, 2002.
- Халиков Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 классы. – М., 1996.
- https://infourok.ru/pravopisanie-bezudarnyh-glasnyh-v-korne-slova-4212842.html
- https://russkiiyazyk.ru/uprazhneniya-test/bezudarnyie-glasnyie-korne.html
- http://tuxtet-1.ucoz.ru/2015_2016/agafonova/bezudarnye_glasnye.pdf
Автор:
Новикова Александра Викторовна