Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА НАРУШЕНИЕ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА НАРУШЕНИЕ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

      Нарушения пищевого поведения являются предметом изучения ряда ученых (В.П. Белинский, М. А. Карева, М.В. Коркина, И.Г. Малкина-Пых, В. В. Марилов, В.Д. Менделевич, А.Б. Смулевич и др.)

       Многие из них признают психосоматический характер нарушения пищевого поведения. Также в качестве потенциальных факторов риска выделяют  психологические (низкая самооценка, сложности в выражении негативных эмоций, страх и избегание конфликтов импульсивность, беспокойство о том, как человек выглядит в глазах других и др.) и социальные (культурные ценности, общественный акцент на цели постоянно стремится к «идеальному» телу,  пропаганда в СМИ нереалистичных для большинства людей идеальных форм тела как "нормы"; оценка людей по внешнему виду и др.).

      Следствием влияния данных факторов может стать нарушение пищевого поведения. В их числе различают три основных типа: экстернальное пищевое поведение, эмоциогенное пищевое поведение, ограничительное пищевое поведение. 

      Подростковый возраст изначально по своему определению является критичным, в том числе и по риску возникновения нарушений пищевого поведения.   

      Именно этому вопросу посвящено наше исследование социально-психологических факторов, ведущих к нарушению пищевого поведения у старшеклассников.

      Выборка исследования составила   72 ученика 9-11-х  классов.

      На перовом этапе с помощью методики «Голландский опросник пищевого поведения» (DEBQ) мы определили наличие и тип нарушения пищевого поведения  у старшеклассников.

      По результатам проведенного опроса получены следующие результаты. Среди типов нарушения пищевого поведения ведущее место занимает экстернальное пищевое поведение – у 84% опрошенных выявлен высокий уровень. Большинство старшеклассников склонны переедать за компанию, не способны устоять перед вкусной едой, ее аппетитным запахом и видом. При этом, данный тип нарушения пищевого поведения практически в равной степени свойственен как мальчикам (81%), так и девочкам (84%).

      Второе место – у ограничительного пищевого поведения – 61% учеников плохо контролируют, что и в каком количестве едят. Причем, мальчики делают это гораздо чаще девочек: 83% у мальчиков и 43% у девочек.

      Третье место среди нарушений пищевого поведения у школьников занимает эмоциогенное пищевое поведение – 45%. При данном типе пищевого поведения участники опроса предпочитают «заедать» свои сильные эмоциональные переживания. Причем, данное нарушение в большей степени свойственно мальчикам (35%), чем девочкам (28%).

      На втором этапе мы определили уровень самооценки участников исследования с помощью методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн. В данной методике мы изменили шкалы для оценивания: привлекательность для противоположного пола, уверенность, вес, общительность

       У большинства участников опроса – адекватная самооценка – 68%. По 16% старшеклассников имеют завышенную и заниженную самооценки.

       При этом завышенная самооценка больше свойственна мальчикам, а заниженная самооценка – девочкам. В адекватной самооценке  преобладают девочки.

      Следующим этапов в нашем исследовании стало сравнение различных типов нарушений пищевого поведения отдельно по группам школьников с различным уровнем самооценки.

       В таблице 1 представлены результаты изучения типов нарушения пищевого поведения у учащихся с заниженной самооценкой.

       Таблица 1. Типы нарушений пищевого поведения у учащихся с заниженной самооценкой, (%)

Учащиеся с заниженной самооценкой

Тип пищевого нарушения

Число учащихся

ограничительное пищевое поведение

67

эмоциогенное пищевое поведение

33

экстернальное пищевое поведение

75

        У учеников с заниженной самооценкой больше всего представлено экстернальное пищевое поведение – 75%. То есть большинство детей склонны к перееданию в компании, они не способны устоять перед вкусной едой, ее аппетитным запахом и видом.

        Также высокие показатели по ограничительному пищевому поведению – 67%. В данном случае старшеклассники плохо контролируют, что и в каком количестве едят.

        Наименьшее число детей с заниженной самооценкой склонны «заедать» свои эмоциональные переживания.

        В таблице 2 представлены результаты изучения типов нарушения пищевого поведения у учащихся с завышенной самооценкой.

 

Таблица 2. Типы нарушений пищевого поведения у учащихся с завышенной самооценкой, (%)

Учащиеся с завышенной самооценкой

Тип пищевого нарушения

Число учащихся

ограничительное пищевое поведение

67

эмоциогенное пищевое поведение

50

экстернальное пищевое поведение

100

          Все ученики с завышенной самооценкой характеризуются экстернальным пищевым поведением – 100%. То есть все старшеклассники с завышенной самооценкой склонны к перееданию в компании, они не способны устоять перед вкусной едой, ее аппетитным запахом и видом.

          Также высокие показатели по ограничительному пищевому поведению – 67%. В данном случае старшеклассники плохо контролируют, что и в каком количестве едят.

           Каждый второй старшеклассник с завышенной самооценкой склонен «заедать» свои эмоциональные переживания.

          В  таблице 3 представлены результаты изучения типов нарушения пищевого поведения у учащихся с адекватной самооценкой.

 

Таблица 3. Типы нарушений пищевого поведения у учащихся с адекватной самооценкой, (%)

Учащиеся с адекватной самооценкой

Тип пищевого нарушения

Число учащихся

ограничительное пищевое поведение

56

Продолжение таблицы 3

эмоциогенное пищевое поведение

44

экстернальное пищевое поведение

80

 

80% учеников с адекватной самооценкой характеризуются экстернальным пищевым поведением, старшеклассники склонны к перееданию в компании, они не способны устоять перед вкусной едой, ее аппетитным запахом и видом.

       Также высокие показатели по ограничительному пищевому поведению – 56%. В данном случае старшеклассники плохо контролируют, что и в каком количестве едят.

       Практически каждый второй старшеклассник с завышенной самооценкой склонен «заедать» свои эмоциональные переживания.

       Сопоставляя между собой данные типов нарушения пищевого поведения и личностными особенностями, можно обозначить следующие тенденции:

  • для всех трех групп учеников с различным уровнем самооценки свойственны два типа нарушений пищевого поведения – экстернальное пищевое поведение и  ограничительное пищевое поведение;
  • в наименьшей степени эмоциогенное пищевое поведение представлено у учащихся с заниженной самооценкой. При этом дети с завышенной и адекватной самооценками гораздо чаще «заедают» свои эмоции.

          Таким образом, на основе диагностических данных мы можем сказать, что вне зависимости от самооценки у детей наблюдаются два основных типа нарушения пищевого поведения – экстернальное пищевое поведение и  ограничительное пищевое поведение. В обоих случаях речь идет о переедании и неспособности контролировать количество потребляемой пищи. Как правило, это еда за компанию.

          Таким образом, мы можем говорить о том, что одним из факторов нарушения пищевого поведения является социальный фактор.

           Рассматривая пищевое поведение в гендерном аспекте, мы можем говорить о том, что мальчики в большей степени склонны к таким нарушениям пищевого поведения, как  ограничительное пищевое поведение и эмоциогенное пищевое поведение. Мальчики менее контролируют объем потребляемой еды и чаще «заедают» свои эмоции.

           При этом в равной степени и для мальчиков, и для девочек свойственно экстернальное пищевое поведение: отсутствие контроля за количеством съеденной пищи в процессе общения в компании сверстников.   Еда в данном случае выступает в качестве средства коммуникации.

 

Список использованной литературы

  1. https://www.b17.ru/article/128943/ – психолог Сологуб Ольга Сергеевна.
  2. https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/eating-disorders
  3. Кульчинская И. Булимия. Еда или жизнь / И. Кульчинская. – М.: Эксмо, 2008.
  4. Николаева Н.О. Нарушения пищевого поведения: социальные, семейные и биологические предпосылки // Н.О. Николаева, Т.А. Мешкова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2011. – № 1 (11). – С. 39-49.
  5. Ромацкий В.В. Феноменология и классификация нарушений пищевого поведения / В.В. Ромацкий, И.Р. Семин // Бюллетень сибирской медицины. – 2006. – №3. – С. 61-69.

 

Автор:

Шендрик Н.В., учитель биологии

Шалтаева М.Н., педагог-психолог

 

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть