ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА НАРУШЕНИЕ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Нарушения пищевого поведения являются предметом изучения ряда ученых (В.П. Белинский, М. А. Карева, М.В. Коркина, И.Г. Малкина-Пых, В. В. Марилов, В.Д. Менделевич, А.Б. Смулевич и др.)
Многие из них признают психосоматический характер нарушения пищевого поведения. Также в качестве потенциальных факторов риска выделяют психологические (низкая самооценка, сложности в выражении негативных эмоций, страх и избегание конфликтов импульсивность, беспокойство о том, как человек выглядит в глазах других и др.) и социальные (культурные ценности, общественный акцент на цели постоянно стремится к «идеальному» телу, пропаганда в СМИ нереалистичных для большинства людей идеальных форм тела как "нормы"; оценка людей по внешнему виду и др.).
Следствием влияния данных факторов может стать нарушение пищевого поведения. В их числе различают три основных типа: экстернальное пищевое поведение, эмоциогенное пищевое поведение, ограничительное пищевое поведение.
Подростковый возраст изначально по своему определению является критичным, в том числе и по риску возникновения нарушений пищевого поведения.
Именно этому вопросу посвящено наше исследование социально-психологических факторов, ведущих к нарушению пищевого поведения у старшеклассников.
Выборка исследования составила 72 ученика 9-11-х классов.
На перовом этапе с помощью методики «Голландский опросник пищевого поведения» (DEBQ) мы определили наличие и тип нарушения пищевого поведения у старшеклассников.
По результатам проведенного опроса получены следующие результаты. Среди типов нарушения пищевого поведения ведущее место занимает экстернальное пищевое поведение – у 84% опрошенных выявлен высокий уровень. Большинство старшеклассников склонны переедать за компанию, не способны устоять перед вкусной едой, ее аппетитным запахом и видом. При этом, данный тип нарушения пищевого поведения практически в равной степени свойственен как мальчикам (81%), так и девочкам (84%).
Второе место – у ограничительного пищевого поведения – 61% учеников плохо контролируют, что и в каком количестве едят. Причем, мальчики делают это гораздо чаще девочек: 83% у мальчиков и 43% у девочек.
Третье место среди нарушений пищевого поведения у школьников занимает эмоциогенное пищевое поведение – 45%. При данном типе пищевого поведения участники опроса предпочитают «заедать» свои сильные эмоциональные переживания. Причем, данное нарушение в большей степени свойственно мальчикам (35%), чем девочкам (28%).
На втором этапе мы определили уровень самооценки участников исследования с помощью методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн. В данной методике мы изменили шкалы для оценивания: привлекательность для противоположного пола, уверенность, вес, общительность
У большинства участников опроса – адекватная самооценка – 68%. По 16% старшеклассников имеют завышенную и заниженную самооценки.
При этом завышенная самооценка больше свойственна мальчикам, а заниженная самооценка – девочкам. В адекватной самооценке преобладают девочки.
Следующим этапов в нашем исследовании стало сравнение различных типов нарушений пищевого поведения отдельно по группам школьников с различным уровнем самооценки.
В таблице 1 представлены результаты изучения типов нарушения пищевого поведения у учащихся с заниженной самооценкой.
Таблица 1. Типы нарушений пищевого поведения у учащихся с заниженной самооценкой, (%)
Учащиеся с заниженной самооценкой | |
Тип пищевого нарушения | Число учащихся |
ограничительное пищевое поведение | 67 |
эмоциогенное пищевое поведение | 33 |
экстернальное пищевое поведение | 75 |
У учеников с заниженной самооценкой больше всего представлено экстернальное пищевое поведение – 75%. То есть большинство детей склонны к перееданию в компании, они не способны устоять перед вкусной едой, ее аппетитным запахом и видом.
Также высокие показатели по ограничительному пищевому поведению – 67%. В данном случае старшеклассники плохо контролируют, что и в каком количестве едят.
Наименьшее число детей с заниженной самооценкой склонны «заедать» свои эмоциональные переживания.
В таблице 2 представлены результаты изучения типов нарушения пищевого поведения у учащихся с завышенной самооценкой.
Таблица 2. Типы нарушений пищевого поведения у учащихся с завышенной самооценкой, (%)
Учащиеся с завышенной самооценкой | |
Тип пищевого нарушения | Число учащихся |
ограничительное пищевое поведение | 67 |
эмоциогенное пищевое поведение | 50 |
экстернальное пищевое поведение | 100 |
Все ученики с завышенной самооценкой характеризуются экстернальным пищевым поведением – 100%. То есть все старшеклассники с завышенной самооценкой склонны к перееданию в компании, они не способны устоять перед вкусной едой, ее аппетитным запахом и видом.
Также высокие показатели по ограничительному пищевому поведению – 67%. В данном случае старшеклассники плохо контролируют, что и в каком количестве едят.
Каждый второй старшеклассник с завышенной самооценкой склонен «заедать» свои эмоциональные переживания.
В таблице 3 представлены результаты изучения типов нарушения пищевого поведения у учащихся с адекватной самооценкой.
Таблица 3. Типы нарушений пищевого поведения у учащихся с адекватной самооценкой, (%)
Учащиеся с адекватной самооценкой | |
Тип пищевого нарушения | Число учащихся |
ограничительное пищевое поведение | 56 |
Продолжение таблицы 3
эмоциогенное пищевое поведение | 44 |
экстернальное пищевое поведение | 80 |
80% учеников с адекватной самооценкой характеризуются экстернальным пищевым поведением, старшеклассники склонны к перееданию в компании, они не способны устоять перед вкусной едой, ее аппетитным запахом и видом.
Также высокие показатели по ограничительному пищевому поведению – 56%. В данном случае старшеклассники плохо контролируют, что и в каком количестве едят.
Практически каждый второй старшеклассник с завышенной самооценкой склонен «заедать» свои эмоциональные переживания.
Сопоставляя между собой данные типов нарушения пищевого поведения и личностными особенностями, можно обозначить следующие тенденции:
- для всех трех групп учеников с различным уровнем самооценки свойственны два типа нарушений пищевого поведения – экстернальное пищевое поведение и ограничительное пищевое поведение;
- в наименьшей степени эмоциогенное пищевое поведение представлено у учащихся с заниженной самооценкой. При этом дети с завышенной и адекватной самооценками гораздо чаще «заедают» свои эмоции.
Таким образом, на основе диагностических данных мы можем сказать, что вне зависимости от самооценки у детей наблюдаются два основных типа нарушения пищевого поведения – экстернальное пищевое поведение и ограничительное пищевое поведение. В обоих случаях речь идет о переедании и неспособности контролировать количество потребляемой пищи. Как правило, это еда за компанию.
Таким образом, мы можем говорить о том, что одним из факторов нарушения пищевого поведения является социальный фактор.
Рассматривая пищевое поведение в гендерном аспекте, мы можем говорить о том, что мальчики в большей степени склонны к таким нарушениям пищевого поведения, как ограничительное пищевое поведение и эмоциогенное пищевое поведение. Мальчики менее контролируют объем потребляемой еды и чаще «заедают» свои эмоции.
При этом в равной степени и для мальчиков, и для девочек свойственно экстернальное пищевое поведение: отсутствие контроля за количеством съеденной пищи в процессе общения в компании сверстников. Еда в данном случае выступает в качестве средства коммуникации.
Список использованной литературы
- https://www.b17.ru/article/128943/ – психолог Сологуб Ольга Сергеевна.
- https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/eating-disorders
- Кульчинская И. Булимия. Еда или жизнь / И. Кульчинская. – М.: Эксмо, 2008.
- Николаева Н.О. Нарушения пищевого поведения: социальные, семейные и биологические предпосылки // Н.О. Николаева, Т.А. Мешкова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2011. – № 1 (11). – С. 39-49.
- Ромацкий В.В. Феноменология и классификация нарушений пищевого поведения / В.В. Ромацкий, И.Р. Семин // Бюллетень сибирской медицины. – 2006. – №3. – С. 61-69.
Шендрик Н.В., учитель биологии
Шалтаева М.Н., педагог-психолог