Современные подходы к обучению орфографии на уроках русского языка в начальных классах.
В традиционной системе обучения отсутствовало целенаправленное формирование соответствующего умения, именуемого орфографической зоркостью. Место в слове, требующее применения правила, всегда было уже показано. Умение обнаруживать орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» наших учащихся и повысить практическую значимость изучения правил.
Чему следует учить младших школьников, заботясь о становлении у них осознанного орфографического действия?
У младших школьников следует формировать четыре орфографических умения:
1) ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
2) устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило);
3) применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);
4) проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо: во – первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений; во – вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм; в – третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.
Без сомнения, качественно новые принципы обучения определяют и новую организацию учебного процесса, особые педагогические технологии, особые приёмы и средства, используемые в учебном процессе. Так особое внимание занимают технологии и методы как:
-игровые технологии (интерактивные игры);
— технология развития критического мышления;
— метод проекта;
— информационно-коммуникативные технологии;
— здоровьесберегающие технологии.
Наиболее оптимальными становятся такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем. Таким образом, новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель же грамотно направляет эту деятельность.
Результативность обучения орфографии зависит от его первоначального этапа, от того, насколько развита у ребенка способность видеть в словах места, «которые нужно писать по правилам». Отсюда и вытекает первоочередная задача обучения русскому правописанию – формирование орфографической зоркости у детей с первого года обучения в школе. Решая орфографическую задачу, мы заставляем ребят удивляться, «лингвистические открытия» меняют отношение детей к русскому языку, скучному и трудном предмету.
Отсутствие орфографической зоркости мешает детям обнаруживать орфограммы, что мешает полноценно воспользоваться знанием правил, чтобы устранить возможные ошибки. Чтобы видеть «ошибкоопасные» места, надо понимать, почему они возникают.
Формирование умения обнаруживать орфограммы должно начинаться как можно раньше – же в период обучения грамоте. И в этом также поможет интерактивное обучение. Это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых человек чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Это:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет различий в стилях познания;
- поисковые и исследовательские методы;
- игровые методы.
Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором. Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока.
Автор:
учитель начальных классов Колесникова Г.Н.