Использование дополнительного оборудования для эффективности подготовки начинающих волейболистов
Учитель физкультуры, планируя занятия по волейболу, строит их содержание, исходя из задач, выдвигаемых программой, в соответствии с контингентом учащихся и наличием спортивной базы общеобразовательной школы.
В школах, для обучения элементам баскетбола, имеется дополнительное оборудование, к примеру: дополнительные баскетбольные кольца по боковым стенам, это позволяет, одновременно задействовать большее количество обучающихся, в выполнение индивидуальных заданий, что приводит к быстрому освоению техники броска в кольцо. Для обучения элементам волейбола, в любой школе, используется только одна центральная сетка, что приводит к длительному освоению приёмов игры в волейбол.
Основными техническими приёмами игры в волейбол являются: подача, приём, передача, нападающий удар и блокирование. Все эти элементы сочетаются с стойками и перемещениями игрока.
Для обучения игры в волейбол на начальном этапе достаточно первых трёх технических приёмов.
Технический приём – это система рациональных движений, сходных по структуре и направленных на решение однотипных задач. Каждый технический приём включает способы действий, которые отличаются друг от друга деталями выполнения движения.
Прежде чем осуществить тот или иной технический приём, волейболист перемещается по площадке. Основная цель таких перемещений – выбор места для выполнения технических приёмов. Техника перемещений включает стартовые стойки и различные способы перемещений. Стойка – исходное положение игрока для перемещения или выполнения игрового элемента. Передача – технический приём, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. В современной игре передача – важнейший элемент нападения, связывающий действия защиты непосредственно с атакой. Условиями правильного выполнения таких передач являются:
— правильный и точный выход под мяч;
— активные, быстрые движения ног при относительно медленном движении рук;
— активное выполнение сопровождающего движения в направлении полёта мяча при передаче.
При приближении мяча встречное движение начинают ноги – их разгибают в коленях. Несколько позже в движение включают руки: разгибаясь в локтевых суставах, они задают общее направление полёту мяча при передаче. При выполнении встречного ударного движения быстро и энергично разгибают ноги и относительно медленно – руки.
Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых ситуациях волейболист должен владеть широким кругом технических приёмов и способов, эффективно использовать их в игре. Эффективность технических действий в волейболе является фактором, определяющим результат игры.
Поэтому основное внимание педагога при обучении волейболу должно быть направлено на техническую подготовку занимающихся. В начале обучения игрок должен имитировать модель движения как можно точнее. Этой моделью обычно является преподаватель или спортсмен достаточно высокой квалификации. Для воспроизведения модели игроку важно иметь точное мысленное представление — образ движения. Для преподавателя существенно важно на этой стадии сосредоточить внимание занимающихся на основных элементах движения.
Во время занятий на уроках по волейболу, обучающие работают в парах поперёк зала, что не даёт обучающимся, освоить простую задачу, переправить мяч на сторону соперника.
В своей учительской работе я применяю дополнительное оборудование – две дополнительные сетки, которые устанавливаются параллельно центральной. Таким образом, спортивный зал «разбивается» на три части и задействуются в работе с мячами через каждую сетку до шести пар учеников (в зависимости от количественного состава класса). Это позволяет уже на ранней стадии обучения, достичь хорошей подготовки к правильному ориентированию в пространстве. Ученик с самого начала имеет перед собой зрительный ориентир, через который ему нужно переправить мяч, что и требуется при игре в волейбол. А для достижения результата, чтобы мяч летел по нужной траектории, должна быть согласованность работы рук и ног.
Использование на занятиях волейболом дополнительных сеток значительно повышает эффективность в обучении техническим приёмам и позволяет более рационально использовать урочное время для каждого из учащихся. Повышается и моторная плотность урока.
При обучении начинающим элементам волейбола необходимо:
* начинать с простейших упражнений для овладения основными приёмами игры,
* исключить введение сложных игровых ситуаций без освоения подводящих упражнений.
И по мере овладения учащимися приёмами техники игры в упрощённых условиях, учителю необходимо несколько усложнить упражнение за счёт введения определённых трудностей, например: переход к командной игре с розыгрышем в два и три касанияна одной стороне площадке. При наличии трёх сеток мы имеем три волейбольные «мини площадки», что позволяет на каждой «мини площадке» расположить по две команды (по три – четыреигрока от команды) и отрабатывать технический приём с розыгрышем в два и три касания. Участвуя в двусторонней игре, школьники обучаются командному ведению борьбы, выполнению приёмов техники игры наиболее рациональным способом, в зависимости от игровой ситуации и тактического плана игры.
Результат применения методики «трёх сеток», был виден довольно быстро. В течение одного учебного года учащиеся начальных классов продемонстрировали значительный прогресс в освоении технического приёма -передача мяча сверху через сетку.
Мой подход заключается в том, чтобы сделать занятия разнообразными, применяя дополнительное оборудование для повышения интереса и создания эмоционального настроя на уроке, так как на сегодняшний день одна из острых проблем в преподавании – необходимость усиления мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
Список литературы:
- Аверин И. В. Специальная подготовка волейболиста // Спорт в школе. – 2000… №11-12. – с. 9-16.
- Кобцев C. Н. О технологии обучения волейболу// Физическая культура в школе. -2001. – №4 – с. 31-32.
- Методика обучения игре в волейбол. – М. ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2007.
- Фурманов А. Г. Подготовка волейболистов. – МЕТ, 2007.
Автор:
Кушулун Павел Алексеевич
МАОУ гимназия №13