Проблемы изучения зоонимии на внеурочных занятиях в начальной школе
Горохова Ирина Витальевна
Данкова Нина Владимировна
ОГБОУ «Лицей №9 г. Белгорода»
учителя начальных классов
Одним из наиболее важных объектов лингворегионоведения являются зоонимы, которые образуют особый разряд ономастической лексики. Зоонимы включают в себя клички домашних животных, которые используются в речи носителей диалекта. Исследованиями в данной области занимается зоонимия, которая является сравнительно молодой областью ономастики, которая в настоящее время представлена лишь отдельными попытками описания языкового материала по тем или иным регионам или языкам. Основная задача в этой области – выявление способов номинации (называния) и структуры зоонимов. Принципом номинации является основание, по которому объект получил свое название. Именно принципы номинации отражают приоритеты и ценности общества на различных этапах исторического развития, и, следовательно, в них отражается человеческий фактор, внеязыковая действительность.
Для современной социокультурной и образовательной ситуации характерна существенная недооценка воспитывающих функций образовательных учреждений, в то время как воспитательным целям в процессе обучения должна быть характерна приоритетность. На это нас ориентирует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, направленный на увеличение воспитывающей роли школы.
При выборе направлений совершенствования работы школы по интеграции ее воспитательных и образовательных функций наиболее часто используют внеурочную деятельность, которая помогает формированию у учащихся не только деловых качеств, которые пригодятся в выборе будущей профессиональной деятельности, но и развитию способностей привнести в свою деятельность оригинальное, работать в режиме поиска.
В ФГОС НОО предусмотрена обязательная организация внеурочной деятельности по многим направлениям развития личности. Одним из таких направлений является познавательное развитие, позволяющее реализовать себя в ходе внеурочной работы по русскому языку. Внеурочную познавательную деятельность ученые описывают как деятельность по самоорганизации и самореализации школьников, совершаемая вне уроков, которая достигается путем приложения больших усилий педагогов, направленных на то, чтобы учащиеся получили необходимые знания об окружающем мире и сформировали собственное активное отношение к нему.
Такая деятельность считается основной деятельностью для активизации познавательного процесса, который предполагает субъектную позицию учащегося. Все это помогает учащемуся реализовать свои возможности и развивать интерес и склонности. По нашему мнению, именно эта деятельность должна использоваться для организации внеурочной работы по русскому языку.
Для того, чтобы организовать внеурочную познавательную деятельность, необходимо найти языковой материал, соответствующий требованиям к проведению внеурочной деятельности, предъявляемым новым стандартом. Мы считаем, что такие требования выполняются в региональном маркированном языковом материале, позволяющем педагогу создавать на внеурочных занятиях развивающую среду, организовать исследовательскую деятельность учеников начальных классов, в процессе которой ученик будет занимать субъектную позицию. Необходимо обращаться к местному материалу, так как в каждом регионе страны своеобразное историческое развитие, природные условия, социально-демографический состав населения, особенности языка, культуры, быта, духовной жизни. В связи с этим формирование знаний и умений подрастающего поколения должно опираться на местный фактический материал, который связан с условиями среды обитания того района, края, в котором живут учащиеся.
Региональные языковые особенности представляют собой объекты изучения лингворегиноведения (термин Т.Ф. Новиковой), переживающие в настоящее время период становления как самостоятельная научная дисциплина, где выявляются культурно-образовательный потенциал, теоретические и практические функции этой отрасли научного знания. Основной объект лингворегионоведения – это язык региона, поэтому лингворегионоведение представляет собой теоретическую базу, на основе которой организуется внеурочная познавательная деятельность по русскому языку, так как практическими функциями лингворегионоведения, в первую очередь в области образования, являются следующие функции: достижение воспитательных и культурноформирующих целей образования; повышение качества обучения родному языку, литературе, истории; усиление мотивации к изучению языка, истории и культуры своего края; содействие более успешной социализации учащихся во время обучения и др.
Одним из наиболее важных объектов лингворегионоведения являются зоонимы, которые образуют особый разряд ономастической лексики. Зоонимы включают в себя клички домашних животных, которые используются в речи носителей диалекта. Исследованиями в данной области занимается зоонимия, которая является сравнительно молодой областью ономастики, которая в настоящее время представлена лишь отдельными попытками описания языкового материала по тем или иным регионам или языкам. Анализируя публикации по данной проблеме, мы пришли к выводу, что основная задача в этой области – выявление способов номинации (называния) и структуры зоонимов. Принципом номинации является основание, по которому объект получил свое название. Именно принципы номинации отражают приоритеты и ценности общества на различных этапах исторического развития, и, следовательно, в них отражается человеческий фактор, внеязыковая действительность, т.е. то, что составляет мотивационно-ценностный компонент ономастической компетенции.
Проанализировав зоонимы, которые используются в речи жителей села Шелаево Валуйского р-на Белгородской области, мы пришли к выводу, что в данной местности преобладают три типа мотивировки у зоонимов – по характеру номинации, то есть по связи имени животного с аппелятивной и ономастической лексикой, которая отражает движение мотивировки от конкретного к абстрактному признаку. Первый и второй тип зоонимов являются отапеллятивными по образованию и различаются первичной и вторичной мотивированностью. Третий тип является отономастическим наименованием с неясной мотивировкой при номинации объекта. Внутри этих типов выявляются группы зоонимов с мотивировкой по дифференциальным семантическим признакам, перекликающимся у первого и второго типа (внешние физические признаки, оценка характера или поведения).
Первый тип номинации составляют зоонимы с первичной мотивировкой, это зоонимы в чистом виде, то есть слова, используемые жителями села Шелаево как клички животных, которые образуются в основном суффиксальным способом. Данные зоонимы были распределены нами на пять семантических групп. Второй тип номинации включает зоонимы с вторичной мотивировкой, которые образованы от аппелятивов и употребляются в общенародном языке в своих номинативных значениях. Функция клички в этом случае вторична, а имя образовано чисто семантическим, безаффиксным способом. В основном такие имена обладают экспрессивностью. По семантическим признакам здесь также нами было выделено пять групп. Третий тип составляют ономастические зоонимы, которые образованы семантическим путем. Классификация зоонимов представлена в следующей таблице.
Тип мотивации | Способ образования | Дифференциальные признаки | Примеры | |
Первичная мотивация | Отаппеляционные зоонимы | Масть | Белка, Белоня, Буреха, Рыжоха | |
|
| Окраска части тела | Белохвостка, Белоножка, Рябоноска | |
Внешние физические признаки | Безрожка, Красуха, Рогуля | |||
Время рождения | Веснянка, Поздняк, Паска | |||
Оценка характера | Беглянкка, Важная, Смелая | |||
Вторичная мотивация | Отаппеляционные зоонимы | Внешние физические признаки | Красотка, Малютка, Богатырь | |
| Оценка характера | Буян, генеральша, Дружок | ||
Растения | Рябина, Фиалка, Астра | |||
Животные | Выдра, Жук, Голубка | |||
Явления природы | Зорька, Вулкан | |||
Неясная мотивировка | Ономастические зоонимы | Отантропонимические | Васька, Люба, Мишка, Тарзан, Дик | |
Оттопонимические | Ангара, Волга | |||
Откосмонические | Венера, Марс |
При проведении нами экспериментальной работы в начальной школе мы разработали программу внеурочной деятельности, которая направлена на исследование и анализ зоонимов родного села. При разработке тематики внеурочных занятий нами, прежде всего, учитывались принципы номинации, которые используются в зоонимии села Шелаево. Выделение таких принципов дало нам возможность для обозначения ценностных категорий, которые заключены в названиях животных. Изучение в процессе внеурочной деятельности способов номинации, используемых в зоонимии родного села, позволило показать младшим школьникам отражение в родном языке социолингвистических факторов: хозяйственно-бытовой уклад жизни, близость к природе, род занятий. В тоже время именно в зоонимах, по словам польского онамаста В. Ташицкого, «проявляется ономастическое творчество человека» [1; 67].
Список используемых источников
- Ташицкий В. Место ономастики среди других гуманитарных наук // Вопросы языкознания. – 1961. — № 2.