Главная
>
Публикации педагогов
>
Категория Русский язык
>
Формирование орфографической зоркости в начальных классах

Щербакова Елена Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ «Порожненская СОШ», с. Порожнее, Алтайский край
Название: «Формирование орфографической зоркости в начальных классах».
Предмет: русский язык
Класс: 1-4
Аннотация:
В статье предложен один из методов формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе. Опираясь на научные изыскания педагогов, относящих себя к нетрадиционным способам преподавания развивающего обучения, предлагаю приём формирования орфографической грамотности в традиционной школе. Описываю этапы нахождения «ошибкоопасных» мест с использованием пасты зелёного цвета. Приведены ключевые моменты, которые помогают детям формировать осознанное, продуманное письмо. Кроме того развивают умение выражать свои мысли, опираясь на изученные правила.
Текст статьи:
Чего недостает в орфографической подготовке учащихся начальных классов?   Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки… Сегодня ответ уже очевиден: наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест и потому не применяют известные им правила. По мнению многих методистов (Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, М.Т. Баранов, М.М. Разумовская и др.), «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок. Возникает вопрос: а почему учащиеся, зная правила, не замечают тех мест, которые требуют применения этих правил?   В традиционной системе обучения отсутствовало целенаправленное формирование соответствующего умения, именуемого орфографической зоркостью.   Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, т.е. орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» наших учащихся и повысить практическую значимость изучения правил.  Неумение обнаруживать орфограммы мешает детям полноценно воспользоваться знанием правил, чтобы устранить возможные ошибки.
На сегодняшний день одним из приёмов формирования умения обнаруживать «ошибкоопасные» места, т.е.  для формирования орфографической зоркости является письмо «с окошками». Данный приём применялся еще в конце XIX века, но в отечественную методику пришел значительно позже. Прототип данного приема был предложен еще в 60-е годы XX века отечественными методистами А. И. Кобызевым  и Е. М. Заморзаевой  которые в своей работе предлагали пропускать те буквы, в которых ученик сомневался. В эти же годы параллельно и независимо от их исследований, подобный приём был предложен и апробирован последователями В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина — психологами П. С. Жедек  и В. В. Репкиным. Ученые открыли общую логику подготовки к применению приема и технологию его введения на ранних этапах обучения. При этом П. С. Жедек подчеркивает, что овладеть письмом с пропусками непросто. Нужно специально готовить к нему детей. Прием сознательного пропуска буквы последовательно применяется в нескольких современных учебниках русского языка:  в системе Эльконина — Давыдова (В. В. Репкин, Е. В. Восторгова; С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко.  Как утверждают авторы,  применение приёма с пропуском букв одновременно совершенствует ряд предметных и орфографических умений; обеспечивают становление рефлексии и самоконтроля; положительно влияет на качество речи ребенка и снимает страх перед ошибкой.
Я, как учитель начальных классов, заинтересовалась этими разработками. Четыре года работала по учебникам В.В.Репкина «Букварь» и «Русский язык». Они поразили меня своей фундаментальностью, весомостью каждого упражнения. Но, для того чтобы использовать эти ученики, необходимо продолжить эту линию и на следующих ступенях образования. В нашей сельской школе эти начинания не были поддержаны.
Основываясь на разработки учёных, я вооружилась ещё одним действенным приёмом обнаруживать «ошибкоопасные» места. Это выделение орфограмм пастой другого (зелёного) цвета. Именно этот приём я использую в своей работе. И сейчас хочу поделиться своим опытом работы и обратить внимание на основные, с моей точки зрения, этапы формирования орфографических умений.
Формирование у учащихся орфографической зоркости начинаю заблаговременно,  в первом классе, до изучения основных орфографических правил, с того момента, когда пишем заглавную букву.  Именно в этот момент ввожу понятие «орфограмма».  Это первый важный момент.
Вторым этапом уже будет постепенное выделение пастой зелёного цвета орфограмм:  -жи-,  -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-.
Эти два момента дают хороший результат ещё и потому, что детям очень хочется использовать другой цвет пасты, и они заостряют своё внимание на «ошибкоопасных» местах.  Прежде чем написать слово,  ученик предварительно «просматривает»  его, проговаривает и объясняют какое место в слове нужно выделить и почему. В это время мне очень помогает видеокамера. Очень важно ребят заинтересовать объяснением орфограмм. А, зная, что их будут снимать, а потом смотреть на них с экрана, заостряют свое внимание на главных моментах, лучше запоминают новые слова. Мы начинаем определять «ошибкоопасные» места ещё на схемах в первом классе.
Например: читаю предложение.  У Коли снежинка на ладони.
Постепенно появляется схема:
 
Дети дают следующий комментарий:
«Первое слово в предложении У.  Я его напишу с большой буквы, потому что  это начало предложения. Следующее слово Коли, я его напишу с большой буквы. Это имя. Больше в этом слове орфограмм нет. Следующее слово снежинки, в нём орфограмма  -жи- — пиши с буквой  .  Больше в этом слове орфограмм нет. Следующее слово на, в нём нет орфограмм, ладони — нет орфограмм. На конце предложения ставлю точку. Теперь я проверю как написал(а).  (Показывает рукой на схеме каждое слово слово) У Коли снежинки на ладони».   
«Нет орфограмм»  — говорим так, если нет изученных орфограмм. Но, если написание слова с произношением отличаются, то обращаю на это особое внимание. Уже сейчас предлагаю проверочное слово, сначала это слово проговариваю сама, а потом дети уже сами догадываются, как правильно оно пишется.  После этого записываем предложение на доске и в тетрадях. Видеозапись сбрасываю на компьютер, а затем просматриваем и анализируем.
Сначала эта работа занимает очень много времени. Со временем будет хватать 5-7 минут. Но именно в этот период ребята учатся работать осознанно, «проговаривать» свои мысли.
На следующем третьем этапе учимся до автоматизма видеть сильную позицию в слове. Это необходимо для того, чтобы потом видеть слабые позиции в словах. Для этого на всех уроках русского языка обязательно в каждом написанном слове ставим ударение.
Следующие этапы подобные. По мере изучения орфограмм добавляется и выделение их в слове зелёной пастой. Например: 2 класс, тема «Правописание безударных гласных в корне слова». Прежде чем начать писать слово, его сначала комментируют.

Комментарий:  (неизученные орфограммы проговаривает учитель)
Учитель: в слове звонко в слоге -ко безударный гласный  [о].
Ученик: Первое слово в предложении напишу с большой буквы. В слове поют безударный гласный [о] в корне пой-, проверю словом пой, в слове дрозды безударный гласный [о] в корне дрозд, проверю словомдрозд. На конце предложения ставлю точку. Теперь я проверю как написал(а).  (Чётко проговаривают, так как правильно написать).
В этот период подобным образом работаем и над правописанием парного согласного звука по глухости и звонкости  в корне слова. Очень важно научится быстро подбирать родственные слова, определять корень, и не забываем всегда ставить ударение в словах. Хорошо заметными становятся безударные гласные в других частях слова. Более любознательные дети спрашивают о них. В таких случаях рассказываю, не углубляясь как правильно написать и как возможно проверить. Называю и часть слова, в которой есть орфограмма.  И когда приходит время изучать тему «Состав слова», дети уже более чем готовы воспринимать новый материал.
Каждый урок русского языка начинаю с «Разминки».  Выбираю предложение, где встречается максимальное количество изученных орфограмм, стараюсь подобрать предложение так, чтобы из него «вытекала» тема урока или можно было предложить проблему, которая приведёт к постановке темы и целей урока. А, может быть, к этому же предложению подбираю грамматическое задание. Вариантов работы с таким предложением на уроке можно подобрать очень много. Но в системе обязательно проговариваются все изученные орфограммы как перед классом, так за партой комментируя.
К концу 4 класса моя «Разминка» выглядит примерно так: 

Прежде чем начать писать слово, его сначала комментируют.
Комментарий: Первое слово в предложении напишу с большой буквы.  В слове как нет орфограмм. В слове пышно безударный гласны звук в суффиксе – это наречие. В слове цветёт безударный гласный звук в корне цвет-, проверим словом цвет. И – это союз. В слове зеленеет два безударных гласных звука в корне зелен-, слог зе- проверим словом зелень, слог  -ле- проверим словом зелёный. В этом же слове безударный гласный звук в окончании –ет, зеленеть – это глагол второго спряжения. В слове луг парный согласный звук в корне луг, проверим словом луга. На конце предложения поставлю восклицательный знак. По интонации это восклицательное предложение. Теперь я проверю как я написал(а).

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть