Главная
>
Публикации педагогов
>
Категория Русский язык
>
Дифференциация звуков [ш] — [ж] в словах, в словосочетаниях

Галкина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, логопед ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа — интернат» г. Зерноград, Ростовская область
Название: Дифференциация звуков [ш] — [ж] в словах, в словосочетаниях
Предмет: подгрупповое логопедическое занятие
Класс: 2
Тема: Дифференциация звуков [ш] — [ж] в словах, в словосочетаниях
Аннотация: Данное подгрупповое логопедическое занятие проведено с использование логопедического тренажёра «Дельфа-142.2» с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Цели занятия: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторик; развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических сторон речи; дифференциация звуков «Ш-Ж» в словах и словосочетаниях; развитие умения концентрировать внимание, сравнивать, обобщать, классифицировать и контролировать свою деятельность. Закрепление знаний о написании гласных после шипящих; расширение семантического поля слов.  Воспитание интереса к познавательной деятельности.
Словарь: листопад, булыжник
Ход занятия:
I. Организационный момент.
— Какой сейчас урок? (индивидуальное занятие)
— Чему вы учитесь на индивидуальных занятиях? (правильно, чётко говорить)
— К нам на урок пришло много гостей, поздоровайтесь с ними.
Они хотят посмотреть, как вы научились правильно и чётко говорить.
Давайте повторим правила речи:
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

— Ребята, что помогает вам правильно и чётко произносить звуки? (речевой аппарат)
— Что нужно выполнить, чтобы приготовить его к работе? (гимнастику)
 II. Развитие диафрагмального дыхания и ротового выдоха.
— Итак, выполним дыхательную гимнастику. Поможет нам в этом компьютер.
Меню «Выдох» (упражнение: Задуй свечи)
— Что вы видите? (торт со свечами)
— На какой праздник готовят такой торт?
— Давайте представим, что у Лены день рождение. Лена будет загадывать желание, и задувать свечи, а Серёжа будет помогать.
 (учитель меняет порог чувствительности с помощью клавиши F2)
— Молодец! А теперь я усложню задание, и тебе нужно с большей силой подуть, чтобы выполнить его.
— Молодец, Лена, справилась с заданием! И Серёжа хорошо помогал.
— Теперь Серёжа именинник, а Лена ему помогает.
III. Развитие длительного речевого выдоха и силы голоса.
— Ребята, посмотрите в окошко, какое сейчас время года? (осень)
— Что собирают осенью? (урожай)
— Вспомните, в какой сказке деду помогала вся семья собрать урожай? («Репка»)
Меню «Длительность звука» (упражнение: Репка)
— А вот и дед с репкой. Давайте ему поможем вытащить репку.
— Для этого нужно громко и длительно произносить звук «А».
— Серёжа выполняет, а Лена вместе с ним помогает. Затем меняются
(учитель меняет порог чувствительности с помощью клавиши F2)
— Молодец! А теперь я усложню задание, и тебе нужно ещё громче помогать вытаскивать репку. 
— А теперь Лена выполняет задание, а Серёжа помогает Лене.
(учитель меняет порог чувствительности с помощью клавиши F2)
— Молодцы! Вытащили репку!
Меню «Громкость» (упражнение: Колобок)
— Про какого героя из сказки эта загадка:   
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился…     (Колобок)

— И прикатился Колобок в наш компьютер. 
  Сидит и песни распевает: то громко, то тихо.
— Покажите, как поёт Колобок.
— Поём тихо, затем громко.
— Поём громко, затем тихо.
— Молодцы! Какие упражнения выполняли? (дыхательные и голосовые)
— А сейчас я проверю, как вы умеете выполнять артикуляционную гимнастику.
IV. Артикуляционная гимнастика.
— Я буду показывать картинку-символ, а вы  выполняете то упражнение, которое изображено.
Упражнения:
Улыбочка – Хоботок – Заборчик
Лопаточка
Чашечка
Подуй на чашечку – звук «Ш» 
Добавь голос – звук «Ж»
— Молодцы!
V. Сообщение темы занятия
— Теперь ваш речевой аппарат готов к работе. И мы отправимся на прогулку в осенний лес.
Шёл по лесу старичок,
Старичок-лесовичок.
Нёс подарки вам в корзинке,
А куда свернул с тропинки,
Вы не заметили?
Нигде его не встретили?

В классе раздаётся смех.
— Ребята, кто найдёт старичка-лесовичка?
Дети определяют источник звука и его местонахождение (игрушка у одного из гостей).
— Здравствуйте, ребята! Я так хотел пригласить вас в свой лес, но не могу. Злой волшебник закрыл ворота на два больших замка. Вы мне поможете их открыть?
— Чтобы открыть замки, надо подобрать ключ.
— Посмотрите на первый замок. Какие картинки нарисованы?
— Какой первый звук во всех словах? 
— Каким ключом откроем? Почему?
— Посмотрите на второй замок. Назовите картинки?
— Какой первый звук во всех словах?
— Каким ключом откроем? Почему?
— О каких картинках можно сказать, одним словом?
— Молодцы, ребята! Открыли ворота!
— Сегодня вы будете учиться различать звуки «Ш-Ж» в словах и словосочетаниях.
VI. Работа со звуками.
— Ребята, Старичок-лесовичок не узнаёт свой лес. Всё перепутано, поломано. Давайте поможем навести порядок!
— Для начала нужно правильно расставить картинки-схемы, которые помогут в работе.
Дети правильно расставляют картинки-схемы для уточнения артикуляции.
— Правильно, и на профилях точно так же.
— Ребята, так в чём различие звуков «Ш» и «Ж»?
— Назовите характеристику звуку «Ш»? 
— Звуку «Ж»?
— Как обозначим? 
VII. Развитие буквенного гнозиса.
— Какими буквами обозначаются звуки «Ш» и «Ж»?
— Сейчас Старичок-лесовичок проверит, как вы хорошо знаете эти буквы?
Меню «Буква» (упражнение: Собери букву из четырёх частей)
— Посмотрите, Старичок-лесовичок уже в компьютере, приготовил вам задание.
Один обучающийся за компьютером, другой – тоже самое задание на месте. Потом меняются.
VIII. Развитие фонематического слуха
— Какие вы молодцы!
— Старичок-лесовичок не успевает за вами и боится потеряться в лесу. Ведь он старенький, плохо слышит. А вы хорошо слышите?  
— Сейчас проверим!
— Я буду говорить слова, а вы должны зачеркнуть ту цифру, которая соответствует месту дежурного звука в слове.
Звук «Ш» — синим карандашом. Как вы думаете, почему?
Звук «Ж» — жёлтым. Почему?
Слова: кошка, жаба, мышка, жираф, мартышка
(Если дети правильно выполнили задание, выставить картинку, на которой изображено слово)
— Молодцы!
IX. Звуко-буквенный анализ слов.
— Какая картинка подходит к этой схеме?  Почему?
X. Развитие операций анализа, синтеза, обобщения.
— А вот и кошка.
— Ребята, она просит вас помочь ей найти своего котёнка Пушка. На дворе осень, идёт дождь, и Пушок может заболеть. 
— Чёрного Кота зовут Васька, двух других – Пушок и Тишка. Рядом с Васькой сидит Тишка. Какого цвета Пушок?
— Спасибо вам ребята за помощь! 
— Кошка и её котёнок Пушок отправились домой. А мы продолжаем нашу прогулку.
XI. Дифференциация звуков «Ш-Ж» в словах.
В лес мы осенью идём – листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят и летят, летят, летят.
Физ. минутка.
— Представьте, что вы осенние листочки. Сейчас заиграет музыка, будто ветром, вы закружитесь, как листочки в воздухе.
1. Работа с картинками
— Ребята, как называется явление в природе, когда падают листья? (листопад)
— Сейчас вы будете составлять осенние букеты из листьев.
— На каждом листике картинка. Нужно назвать картинку и поставить в вазу.
— Как вы думаете, какие картинки вы будете ставить в эту вазу? Почему? А в эту?
Картинки:  шапки, ужи, лошади, шишки, жуки, ежи.
— Ребята, посмотрите, как Старичку-лесовичку понравились осенние букеты!
— Спасибо, вам, дети!
2. Вставить пропущенные буквы
— Итак, отправляемся дальше.
— На нашем пути глубокая река. Как же её перейти? (нужно построить мост)
— Чтобы мост получился прочным, нужно выполнить задание, а какое нам подскажет компьютер
Меню «Буква», упражнение Конструктор (установка: Ш-Ж, 9 заданий) 
— Нужно сложить картинку из кубиков, вставляя в слова пропущенные буквы.
Дети по очереди выполняют задания
— Молодцы! Картинка сложилась! Что получилось? Сколько ошибок?
— В награду за правильное выполнение задания – мост через реку.
— Вот и перешли речку. 
3. Составь слово
— Раз вы такие прекрасные строители, то Старичок-лесовичок просит вас отремонтировать дом.
— Итак, садимся в грузовик и отправляемся к компьютеру.
Меню «Слог», упражнение Грузовик (установка: Ш-Ж, 6 заданий, словарь: общий)
— Слушайте задание!
— Подумай, для какого здания эта деталь?
— Прочитай слово, которое получилось.
— Что оно обозначает?
Дети выполняют задание по очереди.
— Молодцы! Выполнили задание! Сколько ошибок?
XII. Дифференциация звуков «Ш-Ж» в словосочетаниях.
1. Составление словосочетаний
— Хорошие вы строители! И в награду Старичок-лесовичок приглашает вас на осеннюю полянку.
— Эта поляна волшебная состоит она из слов, а каких найдите и прочитайте сами.
— Расскажите о каждом слове.
— Какое слово ты нашёл? (ёжик)
— Какой он?
Ёжик – колючий, серый, маленький,…
Шишка – зелёная, еловая, сосновая, коричневая,…
Шуба – меховая, тёплая, длинная,…
Жук – майский, большой, чёрный,…
2. Образование словосочетаний: относительное прил. + сущ.
— Молодцы! 
— Старичку-лесовичку так понравилось на полянке, и он хочет поиграть с вами в мячик.
— Я и Лесовичок будем бросать вам мячик и говорить слова, тот кто поймает – бросает обратно, произнося словосочетание. Например, варенье из вишни – вишнёвое варенье.
Задания:
Ножи из железа – железные ножи
Шапка из шерсти – шерстяная шапка
Каша из пшена – пшённая каша
Жилет из кожи – кожаный жилет
Сок из груш – грушёвый сок
Журавли из бумаги – бумажные журавли
3. Исправь ошибку
— Вот и незаметно мы дошли к домику Старичка-лесовичка. Но тропинка к домику завалена булыжниками. Что такое булыжник? 
— Не может Старичок-лесовичок подойти к домику. Поможем ему?
— Чтобы убрать булыжники, нужно найти и исправить ошибку в словосочетаниях, которые на них написаны.
Задания:
Смешная жутка
Воздушный жар
Шелезный ножик
Большой шук
Дети правильно выполнив задание переворачивают булыжник. После читают получившуюся надпись: СПА-СИ-БО, ДЕТИ!
XIII. Рефлексия.
— Посмотрите, ребят, что написал вам Старичок-лесовичок?
— Ушёл Старичок-лесовичок отдыхать, да и нам с вами пора завершать нашу прогулку.
— Понравилось вам гулять по осеннему лесу?
— Что большего всего понравилось?
— Чему вы учились во время прогулки?
— Вспомните слова и словосочетания с дежурными звуками?
— Оцените свою работу на прогулке:
Кому на прогулке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите магнит весёлому человечку.
Если затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите магнит 2-му человечку.
Кому на уроке работать было очень трудно, с заданиями не справились, положите свой магнит грустному человечку.
Дети расставляют магниты.
— Ну а я свой магнит положу весёлому человечку, потому что мне очень понравилось как вы работали на прогулке, как вы старались следить за правильным произношением и помогали всем кого встречали на пути. Спасибо вам ребята за урок.
— За вашу работу Старичок-лесовичок приготовил вам орешки из леса.

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть