Главная
>
Публикации педагогов
>
Категория Окружающий мир
>
Разные информационные источники на уроках окружающего мира как средство формирования метапредметных умений

Комарова Ольга Николаевна, учитель начальных классов БОУ г. Омска «Лицей № 145», Омская область
Название: Разные информационные источники на уроках окружающего мира как средство формирования метапредметных умений.
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема: Животные луга. Насекомые
Аннотация: Уроки окружающего мира предполагают визуализацию объектов. Не всегда это возможно сделать реально, поэтому широко используются как бумажные и цифровые источники информации. Урок для второклассников предполагает разные формы работы: тестирование (Plicers), групповая работа с текстами, схемами,  получение информации из видеконтента, индивидуальная работа по созданию флексагона.  Данный урок способствует развитию метапредметного умения:  воспринимать информацию, представленную в разных форматах.

Одной из главных целей в начальной школе является научить обучающихся работать с информацией (продуктивное чтение), но ведь не всегда информация представлена в виде тектов. Сейчас всё чаще мы встречаемся с инфографикой, на занятиях используем видеоконтент, который предлагается авторами учебных комплектов, интерактивные задания с использованием изображений, а ведь всё это информация. 
Уроки окружающего мира  не могут проходить только с использованием учебника. Конечно, идеальный вариант — проведение уроков с реальными объектами природы, в реальной среде, чтобы ребенок мог воспринимать на уровне чувств (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, услышать), но у нас чаще всего нет таких возможностей. Вот тогда и приходят на помощь разные источники информации, представленные в цифровом виде.
Цель урока:
Дидактическая:  сформировать представление о животных луга — насекомых, как самых многочисленных представителей данного природного сообщества.
Метапредметная: формировать умение анализировать, обобщать, воспринимать информацию из разных источников, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Предметная: знакомство с циклом развития бабочки, с внешним строением, образом жизни.
Личностная: способствовать формированию положительной мотивации, активизации учебной деятельности.
Оборудование: учебник,  компьютер с доступом в Интернет, электронная доска, распечатка с текстами, с разверткой флексагона.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности. 
Учитель организует ситуацию самооценивания обучающихся готовности к предстоящей деятельности.
Обучающиеся выполняют самооценку готовности по критериям (символы на доске: учебник, тетрадь, блокнот, карточка для теста, пенал)
2. Актуализация знаний. 
Учитель организует опрос через тест сервиса 
Последний вопрос не предполагает правильного ответа. Он становится ключевым для постановки целей урока. 

         
3. Постановка учебной задачи. 
Учитель предлагает рассмотреть диаграмму ответов на последний вопрос. 
Обучающиеся пытаются определить и доказать правильный ответ, формулируют тему и цели урока. 
Учитель анализирует ответы и фиксирует цели урока на доске.
4. Решение учебной задачи
1.Учитель организует игру «Кто больше?»
Обучающиеся работают в группах, записывая в течение 1 минуты названия насекомых. Далее называют и выбирают группу, которая смогла вспомнить и записать больше всего.
Учитель напоминает, что насекомые — самая многочисленная группа животных. 
2. Учитель предоставляет доступ к информационному ЭОР «Строение насекомых» (изображение) https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/135d/000493b4-d1887719/img4.jpg
Обучающиеся называют части тела насекомого и вспоминают главные признаки данного класса.
3. Учитель организует работу с текстом в учебнике, обсуждение полученной информации.
Обучающиеся читают текст, составляют вопросы по тексту. Задают по одному — два вопроса другим командам по содержанию текста. 
4. Учитель организует работу с информационным листом «Почему они так называются?», на которых представлены бабочки (капустница, зорянка, крапивница, павлиний глаз, голубянка) без названия и тексты про них. 
Обучающиеся в группах читают текст, рассматривают изображение, обсуждают, проверяют свой ответ с помощью QR кода. 
Свои ответы размещают на доске. Кратко рассказывают о своих предположениях и результатах работы.
5. Учитель организует просмотр видео «Развитие бабочки» https://youtu.be/xOA0Vf75WWA 
Обучающиеся анализируют информацию, представленную в видео. Задают вопросы на уточнение информации.
5. Первичное закрепление
Учитель раздает развертки флексагона, организует деятельность по созданию флексагона «Стадии развития бабочки». Приложение 1.
Инструкция: https://www.facebook.com/BandaUmnikov/videos/894735127374011
Обучающиеся анализируют информацию, создают флексагон.
Рассказывают о стадии развития бабочки с помощью флексагона.
6. Итог урока. Рефлексия
Учитель организует подведение итога урока.
Обучающиеся подводят итог урока в соответствии с целями урока. Заполняют листы рефлексии. Выборочно озвучивают.
7. Информирование о домашнем задании.
Учитель предлагает выполнить задание, размещенное в блоге класса (видео о кузнечиках и викторины в сервисе Learning.Apps). Возможно выдать QR код со ссылкой на страницу с заданием.
Обучающиеся анализируют поученную информацию, фиксируют ее в дневниках.

Приложение_1

Приложение_2

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть