Дзюбенко Елена Витальевна, учитель информатики и ИКТ, МБОУ «Лицей № 3», Россия, Красноярский край, г. Норильск
Название: Предметный урок с учащимися основной школы
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 6
Тема: Моделирование
Основные цели:
Образовательная –
Познакомиться с новыми понятиями модель и моделирование, узнать, что такое модель и моделирование, какие типы моделей существуют;
Деятельностная –
сформировать у учащихся способности к правильному выбору необходимой модели, умение создавать различные типы моделей;
отработать навыки представления собственного интеллектуального продукта;
развить коммуникативные навыки, память.
Воспитательная – воспитать уверенность в собственных силах, стремление к познанию.
Дидактические материалы: видео, тесты для каждого ученика, карточки-задания для группы.
Оборудование: мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютеры), различные модели, раздаточный и демонстрационный материал, плакат на ватмане, где нарисованы море, солнце, птицы, корабль (12 иллюминаторов), а также карандаши, клей, ножницы, таблички на столах с номерами команд и кают.
Файлы: видеофайл с рекламой шоколада «Милка» и звуковой фал с шумом прибоя.
Краткая аннотация к работе: Предлагаемый урок разработан в соответствии с технологией деятельностного метода с использованием групповой формы работы. Конспект урока открытия нового знания содержит не только основные цели всего урока, но и отдельно цели каждого этапа урока. К конспекту прилагается файл в формате pdf, содержащий страницы с интерактивной доски. Представлены материалы, которыми по ходу урока должен быть обеспечен каждый ученик, комплект документов для каждой группы; опорные схемы для демонстрации.
Структура работы:
— Подробный конспект урока (Дзюбенко_ЕВ.docx)
— Папка «Дидактические материалы»
* Страницы к уроку (Урок.pdf)
* Материалы для демонстрации (1.avi, 2.swf, 3.swf )
* Задания для этапа 7 и 8 (Задания на урок.docx)
* Синквейн (Синквейн.docx)
— Папка «Для работы в группах»
* Папка «Задание 1 – оригами» (ОРИГАМИ ГОЛУБЬ.docx, ОРИГАМИ ЛОДКА.docx, ОРИГАМИ ПАРОХОД.docx)
* Папка «Задание 2 – знаковая» (СОЗДАЙТЕ МОДЕЛЬ ПО ОБРАЗЦУ.docx)
* Папка «Задание 3 – смешанная» (СОСТАВЬТЕ СХЕМУ И ПОДПИШИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ-задание.docx, Элементы_голубя.docx, Элементы_лодки.docx, Элементы_парохода.docx)
* Папка «Задание 4 – образная» (Нарисовать модель объекта.docx)
— Папка «Дополнительно»
* Подписи к табличкам на стол (Каюта.docx, Команда.docx)
* Смайлики на начало и конец урока (смайлики.docx)
* Видеофайл с рекламой (Реклама Milka  Милка Магазин игрушек.mp4)
* Звуковой файл с шумом прибоя (zvuki_prirody_-_morskoy_priboy.mp3)
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность; правила поведения в группе
2) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Доброе утро, ребята. У нас сегодня необычный урок, у нас сегодня очень много гостей. Но я надеюсь, что мы не будем с вами сильно волноваться и отработаем в своем обычном режиме. Заданий у нас сегодня много, очень хочется все успеть, и я думаю, так и будет. Предлагаю вам выбрать свой смайлик на начало урока.
Выбрали. Молодцы! Отложите их на край стола. Посмотрим, поменяется ли у вас настроение к концу урока.
Вот и еще один необычный момент. Обычно рекламу начинают показывать в середине фильма, а я предлагаю посмотреть ее сейчас. (Реклама шоколада «Милка» — «Магазин игрушек»)
— Кто может ответить на вопрос 2 мин
— «Почему сегодня я показала вам именно этот фрагмент?» (Потому, что мы работаем с различными объектами, понятиями)
— Что необычного произошло? (Девочка получила желаемое, показав свою заинтересованность в получении нового объекта)
— Почему продавец поменял игрушку девочке? (Потому что он, благодаря доброте девочки и ее стремлению к знаниям, тоже захотел узнать что-то новое, сделать своими руками)
— Получила ли она желаемое? (Да, девочка получила желаемое, потому что стремилась к получению знаний и показала, что она желает получить).
— Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)
— Я вижу, что вы готовы трудиться на уроке. Какую тему мы изучали на прошлых уроках? (Мы знакомились с понятиями.)
— Какие задания вы выполняли используя понятия? (находили признаки объекта, думали, размышляли)
— В информатике еще очень много интересного. Сегодня на уроке вы столкнетесь с новыми заданиями. Пожелайте друг другу удачи! В путь!
— С чего должны начать работу? (С повторения.)
— Все ли вы будете повторять? (Нет, только то, что нам пригодиться сегодня на уроке.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.
Организация учебного процесса на этапе 2:
«Корзина идей – Различные объекты» — задаю различные вопросы об объектах, получаю ответ.
На столе стоят кукла, мягкая игрушка (ежик, заяц и т.д.), глобус, автомобиль
— Обратите внимание на стол, как вы думаете, почему я приготовила сегодня именно такие объекты? (Мы будем изучать то, что с ними связано)
— Чем они похожи? (Это игрушки)
— Все? (нет, только часть из них)
— Чем отличаются? (Они отличаются по размеру, по форме представления – можно увидеть или взять в руки)
— Как вы думаете это уменьшенная копия какого объекта? (Это модель человека. А это модель автомобиля)
— А это тоже уменьшенная копия? (Нет, это увеличенная копия атома.)
— Как вы считаете, какие объекты перед нами? (Это модели различных объектов)
ПРОБНОЕ  ДЕЙСТВИЕ
— Давайте мы с вами построим 9-тиэтажный дом прямо в кабинете? (У нас не получится. Мы сможем построить только фрагмент.)
— А, если мы начнем его строить, и он рухнет? (Конечно рухнет, а как мы его вынесем?)
— А сможем ли мы построить корабль? (Обсуждение 1 мин.)
Варианты постройки дома вызывают затруднения. Почему? Как мы можем его построить? Почему? Знаете ли вы, например, что первоначальный макет комплекса «Арена» рухнул? А что было бы, если его модель не строили бы, а сразу построили бы комплекс?
Мы строим искусственные дома для игры не задумываясь о прочности строения, но ведь для настоящего дома мы должны провести четкие расчеты. Чтобы построить настоящее строение, сначала нужно создать макет и проверить его благонадежность и конструктивность.
А сейчас я предлагаю посмотреть вам несколько роликов о том, когда создаются модели.
Вот и следующее задание (Работа с интерактивной доской):
Соединить модели с их прототипом. (Как вы думаете, почему у некоторых прототипов получилось несколько моделей?)
Действительно, модели бывают разные и делятся они на две группы – натурные и информационные.
И снова задание – распределите модели на 2 колонки.
Посмотрите, какое разнообразие у нас получилось информационных моделей. Как вы думаете, они делятся на какие-то категории?
Действительно, информационные модели делятся на 3 категории по форме представления: знаковые, образные и смешанные.
Распределите их на три колонки.
МОЛОДЦЫ!
Теперь мы с вами знаем, какие модели существуют, а кто может сказать, зачем вам они нужны?
3. Выявление места и причины затруднения:
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания и происходит согласование причин затруднения в учебной деятельности;
Организация учебного процесса на этапе 3:
— Какое задание вы выполняли? (Мы должны были квалифицировать модели, распределить их на категории.)
— Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы не работали с моделями раньше.)
— В чем же затруднение? (Как правильно распределить модели, почему у некоторых прототипов несколько моделей.)
— Почему же возникло затруднение? (У нас нет эталона, в каких случаях создается модель и какие типы моделей существуют.)
4. Построение проекта выхода затруднения
Цель:
построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
— А кто может предположить какая будет цель нашего урока?
Давайте ее запишем (записываю на доске – Познакомиться с понятиями «Модель» и «Моделирование» и научиться создавать различные типы моделей)
Молодцы! Мы определили цель урока,
— А может быть кто-то сможет сформулировать, что же такое «Модель?» (Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью.)
— А что такое «Моделирование»? (Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов.)
Итак, мы подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Кто может ее сформулировать?
— «Моделирование».
Молодцы!
— Какова же цель дальнейшей деятельности? (Построить эталон, в котором заключается определение модели и этапы создания модели.)
— Что вам может помочь. Какое задание вы выполняли при повторении? (Мы распределяли модели на разные категории, определяли существенные признаки объекта)
— Как это задание может помочь? (Это поможет нам выбрать правильный тип модели и определить, как ее построить.)
— Как же вы можете узнать, как правильно создать модель? (Мы сопоставим выполненное нами задание с эталоном.)
ЭТАЛОН
— Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью.
— Определить цель моделирования
— Выбрать тип модели
* Натурная
* Информационная
~ Знаковая
~ Образная
~ Смешанная
— Построить модель объекта
— Представить ее функциональность (отображение существенных признаков  прототипа)
5. Реализация построенного проекта
Цель этапа:
1. организовать коммуникативное взаимодействие в группах для обсуждения проектов и построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
Организация учебного процесса на этапе 5:
Сейчас мы с вами будем учиться самостоятельно создавать различные модели. При входе вы получили квадратики разного цвета, пересядьте по цветам соответственно, разделившись на три команды. (Физкультминутка).
Сейчас вы будете работать в команде. Но прежде я хочу удостовериться, что вы действительно умеете это делать.
Разделились по двое. Взялись за руки, и, не разжимая рук, попробуйте из листка сложить самолет.
МОЛОДЦЫ!
Все справились с заданием, а значит, мы смело можем выполнять командное задание. И так как мы собирали самолет, то я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в страну моделирования. (Одеваю пилотку – становлюсь стюардессой).
Каждой команде предлагается выполнить 4 задания, а потом представить их на суд других команд. В команде 4 человека, поэтому в целях экономии времени, каждый выбирает свое задание. Вы будете создавать различные варианты моделей одного объекта. Максимально временя на выполнение – 10-12 минут.
6. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа:
1) Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Давайте еще раз закрепим полученные знания:
— Для создания модели, необходимо определить цель моделирования, выбрать тип модели и создать модель по прототипу, основываясь на существенных признаках объекта-прототипа.
МОДЕЛИРУЕМ (12 мин.)
Выполнение заданий.
Ребята создают различные модели корабля, лодки, птицы:
— натурную модель – оригами,
— информационную модель
* описательный текст на компьютере (знаковая),
* рисуют объект (образная),
* создают схему и подписывают элементы (смешанная)
Презентация проектов. Прикрепляем натурные модели на подготовленный плакат.
Молодцы! Все справились с заданиями.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
1) Проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Теперь, я хотела бы проверить, насколько хорошо вы запомнили материал.
Взяли листочки, выполняем задание №1 и №2.
Проверяем. Эталон на экране.
Если все сделали безошибочно, то оценка «5», если 1-2 ошибки – «4», тройки сегодня ставить не будем, я надеюсь, их нет.
8. Включение в систему знаний
Цель этапа:
1) выполнить задания на применение нового знания;
Организация учебного процесса на этапе 8:
Перевернули листочки, выполняем задание №3 и №4.
Проверяем ответы фронтально.
9. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить работу группы;
3) отметить наиболее активных членов группы;
4) оценить собственную деятельность на уроке;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
— Скажите мне, пожалуйста, ребята, какую цель мы ставили? Как вы считаете, мы ее достигли?
— Что мы сегодня узнали на уроке?
— Поменялось ли ваше настроение?
Мы сегодня с вами на уроке создали модель путешествия, у нас и море, и солнце, и корабли. Одна маленькая неточность? Что-то неправильно в нашей модели.
Кто скажет, что нужно исправить?
Поменять Елене Витальевне пилотку.
А также перевернули свои таблички на надписи «Каюта», отдать швартовы, мы с вами отправляем в уже чуть знакомую, но еще не до конца изведанную страну Моделирования.
(Включить шум прибоя).
Я предлагаю разместить ваши смайлики на корабле. Спасибо за урок.
Домашнее задание:
Составить синквейн, что такое «Моделирование».


Приложение 1. Дидактические материалы
Приложение 2. Материалы для работы в группах
Приложение 3. Дополнительные материалы
Приложение 4. Урок 6 класс

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть