Главная
>
О центре >
Полезные статьи для участников >
Дистанционные мероприятия для школьников как одна из возможностей диагностики познавательных УУД
Дистанционные мероприятия для школьников как одна из возможностей диагностики познавательных УУД
Дата публикации: 24 января 2020
Ю.А. Нацкевич, директор ОДО ЧОУ «ЦДО «Снейл»
Е.К. Бауэр, руководитель отдела разработки мероприятий ОДО ЧОУ «ЦДО «Снейл»
Современное общество предъявляет свои требования к личности — способность и готовность учиться на протяжении всей жизни. В современной школе в процессе обучения в рамках ФГОС происходит формирование универсальных учебных действий (УУД), в том числе и познавательных УУД. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, т. е. умения учиться.
Во ФГОС выделяют 4 блока УУД: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные. В основу конкурсных заданий дистанционных мероприятий Центра «Снейл» легли познавательные УУД. Познавательные УУД (или познавательные навыки) требуют более длительного периода освоения, но универсально применимы на протяжении всей жизни, в отличие от знаний, которые быстро устаревают и могут быть приобретены в рамках коротких обучающих циклов.
Но формирование УУД ставит и другую задачу. Это диагностика уровня сформированности УУД. Необходимо регулярно анализировать уровень сформированности, чтобы оперативно корректировать учебный процесс для эффективного достижения образовательных результатов учащихся.
Дистанционные мероприятия Центра “Снейл” могут стать эффективным механизмом диагностики уровня сформированности познавательных УУД. Проанализировав ФГОС начального общего образования (1-4 класс), основного общего образования (5-9 класс) и среднего общего образования (10-11 класс) нами была определена группа познавательных УУД, которые формируются на всех ступенях образования:
Диагностируемые познавательные УУД в дистанционных мероприятиях Центра «Снейл»
№ и название группы познавательных УУД | Перечень составляющих познавательных УУД |
1. Поиск и выделение информации | 1.1. Поиск и/или выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. |
2. Построение речевого высказывания, смысловое восприятие текстов | 2.1. Построение речевого высказывания в устной и/или письменной форме. |
2.2 Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов (в соответствии с заданием). | |
3. Анализ и синтез объектов/явлений | 3.1. Анализ объектов/явлений с выделением существенных и несущественных признаков. |
3.2. Синтез как составление целого из частей. | |
4. Сравнение объектов/явлений | 4.1. Сравнение объектов/явлений по заранее заданным и/или самостоятельно выбранным критериям. |
5. Классификация и сериация объектов/явлений | 5.1. Классификация объектов/явлений по заранее заданным и/или самостоятельно выбранным критериям. |
5.2. Сериация объектов/явлений по заранее заданным и/или самостоятельно выбранным критериям. | |
6. Установление логических и причинно-следственных связей | 6.1. Установление причинноследственных связей в изучаемом круге явлений. |
6.2. Определение логической связи между объектами и/или явлениями, построение логической цепочки. | |
7. Установление аналогий и соответствий | 7.1. Установление аналогии между объектами/явлениями по заранее заданным и/или самостоятельно выбранным критериям. |
7.2. Установление соответствий между объектами/явлениями 2 и более множеств. | |
8. Создание алгоритмов деятельности | 8.1. Самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении задач творческого характера. |
Для проведения диагностики нами определено 4 уровня сформированности познавательных УУД:
1) (0-30%) Низкий уровень свидетельствует о том, что ученик самостоятельно не может применять универсальные учебные действия, действует только под руководством учителя.
2) (31-50%) Опорный уровень свидетельствует о том, что в знакомой, типовой ситуации ученик может применять универсальные учебные действия, но для того чтобы он успешно усваивал новый материал, необходима постоянная поддержка учителя.
3) (51-90%) Повышенный уровень свидетельствует о том, что ученик способен применять УУД не только в знакомой, но и в новой ситуации, изучать новый учебный материал с помощью тех универсальных учебных действий, которыми он владеет.
4) (91-100%) Перспективный уровень выявляет одаренных детей, которые настолько овладели универсальными учебными действиями, что могут использовать их и в новой учебной ситуации, и в процессе самообразования. К этому уровню относятся дети, которые всегда выбирают и выполняют дополнительные, необязательные задания, предлагают несколько способов решения учебных задач, дают нестандартные ответы.
В Центре «Снейл» была разработана технология разработки конкурсных заданий дистанционных мероприятий для школьников, которая позволяет создавать образовательный контент для диагностики познавательных УУД.
В Центре «Снейл» была разработана технология разработки конкурсных заданий дистанционных мероприятий для школьников, которая позволяет создавать образовательный контент для диагностики познавательных УУД.
В основе технологии разработки конкурсных заданий для диагностики уровня сформированности познавательных УУД положены такие принципы:
1) количество конкурсных заданий определено условиями конкурса и временем, которые участники могут затратить на их выполнение;
2) конкурсные задания разрабатываются по темам/содержательным линиям возрастной категории и на новом образовательном контенте;
3) каждое конкурсное задание имеет свой уровень сложности, который определяется количеством мыслительных операций;
4) каждое конкурсное задание соответствует одному из познавательных УУД.
Опираясь на конкурсный контент, разработанный с помощью указанной технологии, мы можем сделать вывод о том, на каком уровне находится то или иное познавательное УУД участника, выполнившего конкурсные задания дистанционного мероприятия. После выполнения конкурсных заданий формируется аналитический отчет об уровне сформированности познавательных УУД по каждому ученику. Отчет получает каждый координатор, выполнивший условия участия в конкурсе.
Центр «Снейл» организует и проводит дистанционные мероприятия двух типов:
1) дистанционные обучающие конкурсы (их отличительная особенность — продолжительность 7 дней, 8 заданий, необходимо использовать дополнительные источники информации, наличие задания в формате ТРИЗ);
2) дистанционные конкурсы-игры (их отличительная особенность — продолжительность 30-60 минут, 15-20 заданий, нельзя использовать дополнительные источники информации).
Каждое дистанционное мероприятие Центра «Снейл» состоит из блоков:
Блок 1. Название конкурса
Блок 2. Аннотация/описание конкурса
Блок 3. Темы/содержательные линии конкурса
Блок 4. Возрастная группа
Блок 5. Среднее время выполнения конкурса
Блок 6. Конкурсные задания
Блок 7. Таблицы для экспертизы конкурсных заданий
Блок 8. Отчет по итогам конкурса (баллы, рейтинг)
Блок 9. Отчет по диагностическим измерениям познавательных УУД
Приведем примеры заданий и диагностических измерений для каждого типа дистанционных мероприятий Центра «Снейл».
Тип мероприятия: Дистанционный обучающий конкурс
Блок 1. Название конкурса
Международный конкурс «Письмо Деду Морозу»
Блок 2. Аннотация/описание конкурса
Скоро Новый год – праздник, который с нетерпением ждут и взрослые, и дети. Ведь в новогоднюю ночь чудеса случаются и желания исполняются. А главный волшебник новогодних праздников – Дед Мороз, именно ему мы пишем письма и доверяем свои секреты. В нашем конкурсе вы познакомитесь поближе с Дедом Морозом и его братьями, порешаете новогодние головоломки и узнаете о новогодних традициях разных стран, и, конечно, напишете письмо Дедушке Морозу.
Блок 3. Темы/содержательные линии конкурса
Конкурс «Письмо Деду Морозу» в этом году посвящен следующим темам:
1. Значения новогодних слов.
2. Составление слов из букв, предложений из слов.
3. Иностранные новогодние и рождественские традиции.
4. Новогодние головоломки.
5. Новогодние, рождественские и зимние сказки, песни и мультфильмы.
Блок 4.Возрастная группа
Детский сад, 1-4 класс
Блок 5. Среднее время выполнения конкурса
Среднее время выполнения конкурса: 1 час 55 минут
Блок 6. Конкурсные задания
Задания возрастной группы 1-2 класс (см. Приложение 1. Письмо Деду Морозу_1-2 класс.pdf)
Блок 7. Таблицы для экспертизы конкурсных заданий
№ | Тема/содержательная линия | Тип задания | Кол-во мысл. действий (МД)/баллов | Позн. УУД |
1. | Новогодние головоломки | контролирующее | 1МД*10=10МД | 5.1. |
2. | Составление слов из букв, предложений из слов | контролирующее | 1МД*10=10 МД | 2.1. |
3. | Значение слова | обучающее | (2МД+1МД)*3+3МД=12МД | 3.2. |
4. | Новогодние, рождественские и зимние сказки, песни и мультфильмы | контролирующее | 2МД*7=14МД | 1.1. |
5. | Иностранные новогодние и рождественские традиции | контролирующее | 3МД*3=9МД | 7.2. |
6. | Новогодние, рождественские и зимние сказки, песни и мультфильмы | обучающее | 2МД*6+1МД=13МД | 4.1. |
7. | Новогодние головоломки | обучающее | 3МД*4=12МД | 6.1. |
Критерии оценивания задания 8 (задания в формате ТРИЗ) (диагностируемое УУД – 8.1.)
Таблица мыслительных действий
№ | Критерии | Расшифровка критерия | Баллы |
1. | Эффективность решения | Представленный текст – письмо, адресованное Деду Морозу*. Написано название предмета. Представлено доказательство. Представлен рисунок предмета. | 4 |
2. | Оптимальность решения | Используемый словарный запас соответствует возрастной категории «1-2 классы». Доказательство подтверждает, что выбранный предмет может пригодиться Деду Морозу. | 2 |
3. | Разработанность решения | Письмо авторское. * Письмо соответствует предложенному плану. Рисунок предмета красочный и аккуратный. | 3 |
*Если по данному критерию получено 0 баллов, то все остальные критерии оцениваются в 0 баллов.
Таблица технических действий
№ | Критерии | Расшифровка критерия/баллы | ||
0 | 1 | 2 | ||
1. | Оригинальность решения | Частота встречаемости предмета более чем у 10% участников. | Частота встречаемости предмета от 5 до 10 % участников. | Частота встречаемости предмета менее чем у 5% участников. |
2. | Грамотность | Более 3 ошибок/опечаток с точки зрения русского языка. | 1-3 ошибки/опечатки с точки зрения русского языка. | Нет ошибок/опечаток с точки зрения русского языка. |
3. | Соответствие техническим требованиям | |||
Рисунок | Рисунок сохранен отдельным файлом. | Рисунок вставлен в Бланк ответов. | - | |
Объем текста | Текст менее 5 или более 7 предложений. | Текст 5-7 предложений. | - |
Блок 8. Отчет по итогам конкурса (баллы, рейтинг)
Блок 9. Отчет по диагностическим измерениям познавательных УУД
Рекомендации:
По итогу проведенной диагностики уровня сформированности познавательных УУД в вашем классе можно сделать следующие выводы:
1. Общий уровень сформированности ПУУД в вашем классе на достаточно высоком уровне – Повышенный уровень (51-90%), что свидетельствует о том, что ваши ученики способны применять УУД не только в знакомой, но и в новой ситуации, изучать новый учебный материал.
2. Наименьшее значение (71,43%) имеет ПУУД – Построение речевого высказывания и смысловое воспроизведение текстов.
3. Максимальное значение (100%) имеют ПУУД: сравнение объектов/явлений, классификация и сериация объектов/явлений, установление логических и причинно-следственных связей, установление аналогий и соответствий.
Чтобы проверить, насколько устойчивы сформированные познавательные УУД, необходимо дать ученику возможность совершать одно и то же действие на материале разных предметов. Действие, которое производит ученик, будет идентичным, а материал – принадлежать разным предметным областям. Именно поэтому рекомендуем Вам участвовать со своими учениками в мероприятиях Центра «Снейл» по различным предметам.
Диагностика уровня сформированности познавательных УУД средствами дистанционных обучающих конкурсов позволяет осуществлять эту деятельность в непринужденной игровой форме. Дети, участвуя в конкурсе, не отождествляют его с проверкой знаний, поэтому более раскрепощены, что положительным образом отражается на результатах диагностики. В течение учебного года в Центре «Снейл» проводится около 200 мероприятий для всех возрастных категорий по разным предметам школьного курса, и именно это делает диагностику уровня сформированности познавательных УУД более точной: участие в нескольких мероприятиях, выбор мероприятия по интересам участника, суммирование диагностических результатов в личном кабинете – реальное значение в данном временном отрезке.
! Копирование материалов запрещено