Байбатырова Светлана Викторовна
Детский сад — МБДОУ N?250, воспитатель
В сумасшедшем ритме современного мира даже дети сталкиваются с тревогами,
страхами и сложностями в общении. Как помочь малышу справиться с эмоциями, преодолеть застенчивость или просто научиться дружить? На помощь педагогам и родителям приходит удивительный и мягкий метод — сказкотерапия.
Это не просто чтение сказок перед сном. Сказкатеропия — это целенаправленное использование сказочной формы для интеграции личности ребенка, развития его творческих способностей, расширения сознания и, конечно, решения психологических проблем.
Почему именно сказка?
Сказка — это язык, который дети понимают интуитивно. Она говорит с ними на языке метафор и образов, обходя психологические защиты.
· Безопасность: В сказке все проблемы происходят не с самим ребенком, а с героем. Это позволяет малышу без страха и сопротивления говорить о сложных чувствах: «Я не я, а зайчик, который боится волка».
· Модели поведения: Сказка показывает, что любые трудности преодолимы. Герой находит выход из самых безвыходных ситуаций, учится быть смелым, добрым, находчивым.
· Эмоциональный интеллект: Через переживания сказочных персонажей ребенок учится распознавать и называть свои собственные эмоции: гнев, обиду, радость, зависть.
· Разрешение внутренних конфликтов: В сказке добро всегда побеждает зло. Эта архетипическая схема дает ребенку чувство справедливости и уверенности в мире.
Как проходит сказкотерапия в детском саду?
Занятия по сказкотерапии — это всегда увлекательное путешествие. Они могут быть групповыми или индивидуальными и включать в себя несколько этапов:
1. Ритуал «входа» в сказку. Чтобы переключить внимание детей с повседневности на волшебный мир, можно использовать «волшебный» предмет: шкатулку, колокольчик, свечу (электрическую), надевание сказочных колпачков.
2. Презентация сказки. Воспитатель может:
· Прочитать готовую авторскую или народную сказку, подобранную под конкретную тему (например, «Теремок» — для темы дружбы, «Гадкий утенок» — для темы принятия себя).
· Рассказать специальную коррекционную сказку, написанную психологом под конкретную проблему группы (ссоры, жадность, страх темноты)
· Сочинить сказку вместе с детьми (метод «сторителлинг»). Воспитатель начинает, а дети по очереди предлагают продолжение.
3. Обсуждение и «проживание» сказки. Это ключевой этап. Дети отвечают на вопросы: «Как ты думаешь, почему герой так поступил?», «Что чувствовал медвежонок?», «А как бы ты поступил на его месте?».
4. Творческое задание (арт-терапевтический элемент). Чтобы закрепить услышанное и прочувствованное, дети:
· Рисуют запомнившегося героя или сцену из сказки.
· Лепят из пластилина сказочных персонажей.
· Участвуют в драматизации — инсценируют отрывок сказки с помощью кукольного театра или сами становятся актерами.
· Создают поделку по мотивам истории.
5. Ритуал «выхода» из сказки. Так же плавно дети возвращаются в реальность, благодаря сказку за подаренные переживания и открытия.
Примеры упражнений для разных ситуаций
· Если ребенок агрессивен: Подойдет сказка «Крошка Енот». Можно обсудить, почему Енот сначала увидел в реке того, кто «корчит рожицы», а потом — улыбается. Упражнение: нарисовать свою «улыбку» для реки.
· Если ребенок застенчив: Сказка «Про мышонка, который был кошкой, собакой и тигром». После чтения можно устроить игру «Превращения», где каждый ребенок может изобразить сильного и смелого зверя.
· Если ребенок жадничает: Сказка «Яблоко» В. Сутеева. Обсудить, как герои чуть не поссорились и как нашли выход. Упражнение: слепить из пластилина одно большое яблоко на всех.
· Для снятия общих страхов: Сказка «Котенок, который боялся темноты». Дети могут нарисовать свой страх, а потом вместе придумать, как его «прогнать» (сделать смешным, маленьким, дружелюбным).
Роль воспитателя
Воспитатель в сказкотерапии — это не просто чтец, а мудрый проводник. Он создает безопасную атмосферу, задает правильные вопросы, внимательно слушает ответы детей и никогда не оценивает их чувства словами «неправильно» или «так не бывает». Его задача — быть рядом, поддерживать и помогать ребенку сделать собственный, важный вывод из сказочной истории.
Заключение
Сказкотерапия в детском саду — это не модное веяние, а возвращение к истокам воспитания. Это мостик между внутренним миром ребенка и внешней реальностью, который помогает ему расти гармоничной, эмоционально здоровой и творческой личностью. Открывая дверь в волшебный мир сказки, мы даем детям самый ценный подарок — ключ к пониманию самих себя.
