Пензина Елена Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ЦДО «Радуга» с. Белый Яр, Республика Хакасия
Название: Методическая разработка  занятия по декоративно — прикладному творчеству в центре дополнительного образования для детей «Радуга», 
Предмет: декоративно — прикладное творчество
Класс (возраст): 7-11 лет
Тема: Вводное занятие по программе «Фарфоровый мир»
Аннотация: Занятие позволяет обучающимся познакомиться с холодным фарфором. На занятии используется ИКТ (презентация), где наглядно ребята знакомятся с историей возникновения холодного фарфора, с  особенностями и способами его изготовления. Ребята знакомятся с инструментами для работы, с правилами техники безопасности при работе с холодным фарфором, а так же выполняют практическую работу по изготовлению изделия из него. Занятие проходит в форме игры с использованием сказкотерапии.
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, презентация, набор стеков, скалка для раскатывания массы, ножницы, формочки, акриловый клей и лак; холодный фарфор 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый; крем для рук, клеёнка, салфетки влажные, зубочистки.
Цель: Формирование представлений о деятельности творческого объединения и побуждение желаний заниматься по дополнительной образовательной программе “Фарфоровый мир”. 
Задачи:
1. Познакомить с деятельностью творческого объединения “Фарфоровый мир” и получить знания о лепке из фарфора.
2. Формировать творческие способности, развивать воображение, фантазию; пробудить любознательность в области лепки и скульптуры; развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать последовательность и аккуратность в работе, коммуникабельность, адекватную самооценку и самоконтроль.
Методы работы: Словесные, наглядные, игровой и практический методы.
Ход занятия: 
 1. Орг. момент: (слайд 1).
-Здравствуйте! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут …, я руководитель творческого объединения «Фарфоровый мир».
-Чтобы мы друг друга узнали, нам необходимо познакомиться. Для начала, я представлю вам нашу помощницу — куклу, которая  будет с нами на протяжении всего занятия, её зовут Женя. А почему именно Женя вы узнаете чуть позже.
Игра “Назови свое имя”, передавая друг другу куклу, дети называют свое имя. 
2. Основной этап:
-А сейчас я познакомлю вас с работой объединения «Фарфоровый мир». Вы посмотрите, чему можно научиться, занимаясь в нашем объединении? (Слайд 2, 3)
Объединение существует 1 год и за это время ребятами были выполнены очень интересные работы в различных техниках, которые демонстрировались на самых разных выставках и конкурсах.
Название объединения “Фарфоровый мир” выбрано не случайно, потому что, занимаясь в объединении, все изделия мы выполняем из холодного фарфора.  Данные изделия нам пригодятся и в быту и в жизни. Ребята не только учатся создавать изделия по образцу, но и сами воплощают в жизнь свои идеи.
-Познакомиться поближе с работой объединения, мы сможем прямо сейчас для этого нам нужно перенестись в сказочную страну.
«Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли – быть по – моему вели.»
-Из какой сказки эти слова?  Правильно, это слова девочки Жени из сказки Катаева «Цветик–семицветик», от куда и появилась наша Женя!
-Мы с вами отправимся в путешествие с таким же цветиком-семицветиком, поможем Жени справится со всеми заданиями, и узнаем, как можно больше о холодном фарфоре.
На каждом лепестке цветка написаны различные задания, которые мы должны будем выполнять. Ну что начнем наше путешествие?
На столе цветик-семицветик. На каждом лепестке определенное задание. По очереди отрываем по одному лепестку, и читаем задание на нем.
Первый лепесток красный – игра «Узнай на ощупь» (слайд 4).
-Давайте Жене поможем определить, что за материалы у нас на столе в коробочке. Возьмите каждый кусочек в две руки и попытайтесь на ощупь и запах определить у кого, какая масса. Что же это такое  у вас в руках? На что похоже? Какое оно на ощупь?
Дети называют у кого какая масса (пластилин, фарфор, тесто).
-Действительно фарфор похож на пластилин, он мягкий, послушный, нежный, эластичный, приятный на ощупь и не пачкает руки, не токсичный, но в отличие от пластилина «холодный фарфор» при застывании становиться твердым.
Второй  лепесток оранжевый — «Что представляет собой  холодный фарфор?»  
Презентация с исторической справкой и изделиями из холодного фарфора (слайд 5).
-В начале прошлого века придумали особую смесь из клея, кукурузного крахмала, глицерина и масла, которая могла приобретать любую форму и застывала в воздухе. И получила эта смесь название «холодный фарфор»- это пластичная масса, для художественной лепки и моделирования. 
Изделия из холодного фарфора и обычного керамического фарфора при высыхании очень похожи, но обычный фарфор обжигается при температуре 1240?C, а холодный фарфор просто застывает на воздухе. Поэтому с ним легче работать и можно приготовить в домашних условиях.
(слайд 6).
-Из холодного фарфора можно слепить следующие изделия: цветы, фигурки, статуэтки, скульптуры, украшения, кукол и т.д.
Следующий лепесток желтый — задание «Что понадобится для работы с фарфором, какие инструменты и материалы». Дети перечисляют знакомые им предметы, лежащие на столах (слайд 7).
Инструменты для работы с холодным фарфором:
1. набор стеков; 
2. зубочистки;
3. скалка для раскатывания массы; 
4. акриловый клей для склеивания деталей; 
5. файл;
6. крем для рук.
Зеленый лепесток — познакомимся с техникой безопасности. И в этом нам поможет Женина шпаргалка (Слайд 8).
Правила безопасности:
• Будьте осторожны, когда используете лезвия и другие острые предметы при работе с холодным фарфором. Всегда работайте острыми инструментами от себя.
• Если работаете не в перчатках, то после занятия лепкой руки протереть влажной салфеткой.
• При работе с острыми предметами не размахивать руками.
Следующий лепесток голубой — «Физ.минутка». 
-Мы с вами перед работой должны обязательно размять наши пальчики, и начнем мы с пальчиковой гимнастики.
Дети делают пальчиковую гимнастику (слайд 9).
Синий лепесток — «Этапы выполнения цветка». 
-Вы познакомитесь с волшебным материалом «холодный фарфор».
-Прежде чем приступить к работе, мы должны рассмотреть из чего же состоит цветок.
Дети называют элементы цветка: стебель, листья, серединка, лепестки. Педагог рассказывает и показывает технику выполнения и последовательность работы.
3. Практическая работа: 
-Приступим к созданию цветка из холодного фарфора. 
Шаг первый. Раскатываем пласт желтого фарфора толщиною 3 мм, прикладываем форму и вырезаем по ней (слайд 10).
Шаг второй. По краям лепестка проходимся скалкой, не раскатывая середину, чтобы получилась выпуклая полоска по центру.
Шаг третий. Зубочисткой раскатываем края лепестка и придаем ему волнистость. 
Шаг четвертый. (слайд 11) Делаем 7 таких лепестков. Посередине формируем выемку. Даем им подсохнуть. Столбик и тычинки у нас уже готовы, приступим к сборке цветика.
Шаг пятый. (слайд 12) Собираем тычинки в пучок со столбиком по центру. Фиксируем проволокой либо клеем. 
Шаг шестой. Добавляем 7 лепестков в хаотичном порядке. Фиксируя клеем. И даем им подсохнуть. 
Шаг седьмой (слайд 13). Облепляем стебель у основания цветка. И даем подсохнуть.  Наш цветок готов.
-Посмотрите на свои волшебные цветики-семицветики. Какие они получились замечательные. И теперь пришло время оторвать последний лепесток и исполнить последнее задание.
Фиолетовый лепесток – «Посадим цветок на полянку».
-Чтобы исполнилось желание Жени нам нужно на волшебную полянку посадить наши цветы, вмести с Женей загадать желание и сказать волшебные слова: 
-Раз, два, три, полянка расцвети (слайд 14).
Дети ставят цветы на полянку и говорят волшебные слова. 
-Вот мы  и помогли попасть Жени в сказочную страну. Её желание исполнилось, и наши желания тоже обязательно сбудутся. 
4. Рефлексия: 
-В заключении я предлагаю вам кубик, где на каждой из сторон написано начало предложения, а мы должны его закончить:
«Мои впечатления о работе с холодным фарфором…» 
— Я узнала…
— Меня удивило…
— Из него можно сделать…
— Он похож….
— Мне понравилось…
— Приду ли я снова……
-Вот мы и познакомились с работой объединения «Фарфоровый мир», узнали какой фарфор на ощупь, что из него можно сделать, почему его так назвали и сами создали свои изделия из фарфора.
-Я хочу сказать вам огромное спасибо за вашу замечательную работу, за эти волшебные цветы и за наше путешествие в страну фарфора.  Молодцы, славно потрудились. Замечательные из вас получились мастера. А мы ждем вас в нашем объединении «фарфоровый мир»! До новых встреч! (слайд 15)

Презентация_Вводное занятие по программе «Фарфоровый мир»

 

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть