Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дети  с задержкой психического развития часто не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций, или высокую степень педагогической запущенности.

Смысловое чтение – это чтение, при котором достигается понимание смысла и идеи текста, принятие информации. Цель смыслового чтения заключается в осмыслении полученной информации, максимально точном и полном понимании содержания текста, улавливании деталей, выполнении заданных практических действий.

Работу по формированию и развитию умений и навыков смыслового чтения нужно проводить систематично, с усложнением приемов и способов чтения от класса к классу. Обязательно нужно уточнять, понятен ли детям смысл некоторых  слов. Это нужно для того, чтобы у детей сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо понять.

Важным остается то, что на ряду с формированием и развитием умения читать и понимать смысл прочитанного, у детей с задержкой психического развития необходимо развивать высшие психические функции.

В приведенном ниже конспекте коррекционно-развивающего занятия по развитию смыслового чтения показаны упражнения, направленные как на развитие зрительного восприятия, внимания, пространственной ориентировки, моторики рук, так и на развитие словесно-логического мышления.

Занятия по развитию смыслового чтения направлены на нивелирование и устранение отклонений и нарушений мыслительных операций у детей и, в конечном итоге, на успешную итоговую аттестацию учеников.

 

 

Коррекционно-развивающее занятие

с обучающимися начальных классов

«Развитие смыслового чтения  у детей с задержкой психического развития»

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Цель: развитие умения читать и понимать смысл прочитанного.

Задачи:

Обучающие — Закреплять умение читать. Учить работать с текстом.

Коррекционно-развивающие — Развивать словесно-логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, пространственную ориентировку,  моторику рук.

Воспитывающие — Воспитывать умение слушать, воспитывать патриотические чувства.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные уд: Умение слушать и вести диалог

Умение работать в группе

Познавательные уд   Анализ

Установление причинно-следственных связей

Построение логической цепи рассуждений

Умение работать с текстом

Регулятивные уд:

Умение прогнозировать результат

Умение корректировать свое поведение

Личностные уд:    Проявления желания продолжать учиться

Оборудование и раздаточные материалы: ИКТ презентация, раздаточный материал по количеству обучающихся: цветные карандаши, простые грифельные карандаши, листы бумаги с напечатанными заданиями, зеркала.

Список использованной литературы

  1. Канакина В.П. Дидактический материал по русскому языку для учащихся малокомплектной школы: Пособие для учащихся 1-2 классов трехлет. нач. школы. – М.: Просвещение, 1992
  2. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: в 2-хчастях, часть 2 / О.Холодова – М.: Росткнига, 2016
  3. Высотская О.И.  Салют  — [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://rustih.ru/olga-vysotskaya/
  4. Куликова Ольга, Конспект «Спасибо за победу», [Электронный ресурс] —  Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-spasibo -za-pobedu-472068.html

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!   Сегодня занятие буду проводить я, меня зовут Наталья Васильевна. На нашем занятии присутствуют гости. Здравствуйте, уважаемые гости! Для начала я предлагаю вам, ребята, составить «Азбуку хороших слов»: давайте вспомним добрые, хорошие слова на букву «М», которые отвечают на вопрос «какой?»  (мирный, мудрый, мечтательный, мягкий, модный, милый и др )            Время ~ 2мин

Выполняем упражнения ручной гимнастики «Перекрестные движения руками» (Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний) Под музыку (смуглянка) дети выполняют перекрестные координи­рованные движения.         Время  ~ 2 мин

Артикуляционная гимнастика Комплекс основных упражнений: Улыбочка, чередование Трубочка, Бегемотик, Лопаточка, Трубочка, Горка, часики,  лошадка  (Зеркала)       Время  ~ 2мин

 

  1. Мотивация

 

Ребята, ответьте мне на такой вопрос: «Что такое Родина?» Предполагаемые ответы: наша страна; место, где ты родился. Да, именно так. Родина – это и место, где ты родился и это страна, где родились твои родители, прадеды. Родина – это наши города и села, леса и луга, реки, моря и горы. Молодцы! А что такое Армия (вооруженные силы государства, войско, группа солдат и т.п.)? Флот? (все торговые или военные корабли страны) Авиация? (все пассажирские или военные  самолеты страны) Какие еще есть войска ? танковые, артиллерия, пехота, десантные.

В этом году 9 мая наша страна празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В 1941 году фашисты напали на нашу Родину. Но наша Армия, авиация и флот, наши солдаты победили их. А солдатами были наши деды и прадеды. И мы благодарны им за то, что Родина осталась нашей родиной, благодарны за наше мирное время.

 «Ребята, что нужно уметь, чтобы знать все про нашу победу в Великой отечественной войне, про наших воинов-победителей, про всю историю?» читать Правильно, читать. И значит чем мы сегодня будем заниматься? Да, чтением. Мы будем читать. Но не просто читать. Я буду давать вам игровые задания.   А как только выполните задание    получите жетоны – буквы.

Раздаю ребятам задание.                   Время  ~4 мин

 

  1. Основная часть

Упражнение «Слова рассыпались». [1]

 Раздели на слова, поставь вертикальные черточки.               

 

В г о р о д е б е р л и н е с т о и т о г р о м н ы й п а м я т н и к н а в ы с о к ом х о л м е  с т о и т б о г а т ы р ь и з к а м н я с о л д а т с о в е т с к о й а р мии  в о д н о й р у к е   у  н е г о  т я ж ё л ы й м е ч  э т и м м е ч о м о н  с р а з ил в р а г о в  ф а ш и с т о в в   д р у г о й м а л е н ь к а я д е в о ч к а с п а с е ё  с о л д а т о т г и б е л и у б е р е г о т ф а ш и с т о вв с е х н а с в е т е д е т ей   г р о з н о с м о т р и т с о л д а т с в ы с о т ы н е с о б и р а ю т с я л и з л ы е в р а г и с н о в а з а т е я т ь в о й н у и н а р у ш и т ь м и р (По Л.Кассилю)

 

Предлагаю прочитать получившийся текст одному из детей.

Вопросы к тексту: Кому поставили памятник в городе Берлине? Где стоит богатырь из камня? Как смотрит солдат с высоты?

Проверка правильности выполнения с опорой на слайд.              Время     ~ 5-6 мин

 

 

Упражнение «Кораблики». [2]

Прочитай и Выполни задание. (выполнение трехзвеньевой инструкции)

 

Проверка правильности выполнения с опорой на слайд.           Время     ~ 5 мин

 

 

 

 

Физкультминутка «Салют» [3]                            Время  ~ 1-2 мин

 

Вокруг все было тихо.

стоять прямо, руки опустить вниз

И вдруг — салют! Салют!

руки поднять вверх

Ракеты в небе вспыхнули

и там, и тут! и там, и тут!

раскрыть пальчики веером,

помахать руками над головой

Над площадью, над крышами,

Над праздничной Москвой

Взвивается все выше

Огней фонтан живой.

приседания

 

поднять и опустить руки над головой  2раза

На улицу, на улицу

Все радостно бегут,

бег на месте

Кричат: «Ура! », Любуются

руки поднять вверх, пальчики веером

На праздничный салют!

 

помахать руками над головой влево-вправо

 

 

 

Упражнение «Игра «Данетки».

 

Прочитай, отметь верно (V)   или неверно  (Х).

 

  • Летом много ягод.
  • У голубя красная грудка.
  • Дети любят играть.
  • Мама постирала посуду.
  • Над лесом пролетела стая куриц.
  • У собаки родились щенки.
  • Кабаны не летают.
  • По полю скакал рогатый конь.

 

Проверка правильности выполнения с опорой на слайд.                     Время  ~ 3-4 мин

 

Упражнение «Геометрические фигуры».  

 

Прочитай и выполни задание. (развитие пространственной ориентировки)

 

 

Проверка правильности выполнения с опорой на слайд.             Время  ~ 5 мин

 

Упражнение «Найди меня».

Найдите среди этих букв слова, обозначающие эти картинки.

Обведи слово.

 

к

и

в

з

в

е

з

д

а

с

ы

м

е

д

а

л

ь

ц

ф

л

а

р

н

о

д

ж

м

у

о

с

п

и

р

е

б

е

н

о

к

ю

г

о

л

у

б

ь

ж

э

г

т

к

в

о

в

ы

а

с

м

е

й

ц

и

ф

ч

с

о

л

д

а

т

п

р

о

л

г

х

ф

л

а

г

 

Проверка правильности выполнения с опорой на слайд.                 Время        ~ 5 мин

 

  1. Рефлексия

 

Вот вы собрали несколько жетонов — букв. Составьте из них слова. Что получилось? Родина, победа, чтение. О чем мы с вами сегодня говорили? Мы сегодня говорили с вами о нашей Родине, о Победе в Великой отечественной войне. А еще мы с вами читали. Мы с вами закрепляли умение читать и понимать смысл прочитанного. Молодцы! Мне было очень приятно с вами работать.               Время  ~5мин

 

 

Автор: 

Курилова Н.В.

Учитель-дефектолог

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть