Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
«Формирование читательской компетенции у детей младшего школьного возраста»

«Формирование читательской компетенции у детей младшего школьного возраста»

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать».

Д. Дидро

Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».          Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все одновременно учесть невозможно. Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является всё-таки умение бегло читать, кроме того, чтение предполагает общение с автором и слушателями (при чтении вслух), общение с самим собой: своего отношения к описываемому, осознание собственного “я”, т. е. становление и развитие личности.

Просто научить читать недостаточно. Надо научить ребёнка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события и поступки героев, причем не только о прочитанном на уроке или по заданию учителя, но и впоследствии в процессе самостоятельной деятельности над текстом по собственному желанию.

Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, формированию основополагающей читательской компетентности, в российской системе обязательного общего образования уделяется недостаточное внимание. Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. Это свидетельствует о проблемах образования в области формирования читательской компетентности школьников.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

         Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Формирование читательской компетентности детей младших классов эта тема меня волновала всегда, как учителя, особенно когда стала набирать последние наборы, так как у учеников возникали проблемы:

  1. Дети относительно мало читают.
  2. Телевидение, видео и Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность.
  3.  Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.
  4.  Кроме этого, наблюдается недостаток живого общения со сверстниками.

Все это препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

В 2016 году, начиная работу с первоклассниками, выявилась проблема в словарном запасе обучающихся. Он был беден, ограничен бытовой тематикой, и малодифференцированной, что обусловлено низкой любознательностью и недостаточным развитием интеллектуальных интересов. В словаре 6-7летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы, частицы.

 Школьным психологом была проведена диагностика. Из которой следовало, что у 12 обучающихся словарный запас находится на низком уровне и лишь у 3 человек – на высоком.

Вывод: неустойчивость внимания, недостатки в развитии памяти, речи не позволяют этим детям в полном объеме усваивать учебный материал, который усложняется от класса к классу.

Встал вопрос как, каким образом решить данную проблему? Эта проблема натолкнула меня составить проект по самообразованию.

Цель, которую я ставлю – это выявление приёмов организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности.

Для себя я определила задачи:

  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
  • развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных фор, в том числе и во внеурочной деятельности;
  • стимулировать творческую деятельность детей.  

Работу по формированию читательской компетентности с обучающимися провела в три этапа:

  • Подготовительный — этап актуализации проблемы и целеполагания.

2016-2017 годы

  • Этап выработки стратегии, плана действий и технологий обучения чтению    

201 -2019 годы

  • Этап рефлексии и подведения итогов реализации технологии формирования читательской компетентности

2020 год

Гипотеза: с помощью специально подобранных технологий, приемов, разнообразных фор, в том числе и во внеурочной деятельности, можно повысить качество читательской компетенции у обучающихся младших классов.

В качестве ожидаемого результата выступит сформировавшийся ресурс для работы с текстами в любой предметной области для формирования читательской компетентности. И, как следствие, повышение качества обученности обучающихся.

Один из путей решения этой проблемы мне представляется в использовании на ранних этапах обучения технологии формирования читательской компетентности у детей. Я работала по УМК «Школа 2100», в котором, удачно подобраны виды заданий для развития читательской компетентности. Это позволило ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографической грамотности, развивало позитивное отношение к чтению, а значит повышало словарный запас обучающихся.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности:

Iэтап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

(Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

2 Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

IIэтап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя)

2. Перечитывание текста.

Медленное "вдумчивое" повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста и пр.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом.

Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

IIIэтап после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.

Мне, как учителю, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, направляющий развитие читательской деятельности. Важно помочь ребенку постичь мир литературы – мир духовной нравственности и социально-эстетического опыта, привить ему важнейшие духовные ориентиры и понятия, которые станут интеллектуальным богатством растущего гражданина России.

На уроках литературного чтения проводила беседы-дискуссии, которые учили детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Я заметила, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствовал и мой личный пример учителя, я всегда выразительно читаю художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывало детей, что они стремились найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования мои дети воображали прочитанное и как бы видели его наяву, усматривали за словами картины и образы, без труда не только называли тему любого эпизода или ситуации, но и представляли детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделяла словарной работе, особенно при чтении сложных текстов.   Здесь использовала разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписывала перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняли сами дети, если же они затруднялись, то находили объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использовала элементы драматизации. Ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.

Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого.   При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

Уже в первом классе я увидела, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Мне удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляют высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.

Очень часто использую в работе приемы технологии развития критического мышления. Критическое мышление – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. 

Эта технология развивает умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Приемы активного чтения:

  • Прием «Чтение с пометами» (инсерт) (Это «самоактивизирующая» системная разметка для эффективного чтения и размышления).

Во время чтения текста необходимо попросить детей делать на полях пометки. В зависимости от цели, поставленной на уроке, пометы могут учащимися проставляться на уроке или дома, в отрывке текста или в целом как результат обобщения. Затем провожу обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление.

"V" – это я знаю

 "+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы» (этот прием развивает навык вдумчивой работы с информацией)

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

  • Прием «Чтение с остановками» (эта работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению).

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

I этап — подготовительный — стадия вызова. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

II этап — восприятие нового – смысловая стадия (осмысление). Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.   Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

III этап — присвоение информации – стадия рефлексии. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.

Приемы активизации ранее полученных знаний:

  • Прием «Ассоциация» (развивает умение прогнозировать, наблюдать, обобщать, выдвигать гипотезы, рассуждать)

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

— О чем может пойти речь на уроке?

— Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?

     Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске 

  • Прием «Ключевые слова» (учит прогнозировать, обобщать, определять цели)

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

  •  Прием «Да – нетка», или «Верные и неверные утверждения»

Этот прием учит:

  1. связывать разрозненные факты в единую картину;
  2. систематизировать уже имеющуюся информацию;
  3. слушать и слышать соучеников.

 

Приемы графической организации учебного материала:

  • Прием «Составление кластера» (развивает умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать, учит определять конечный результат)

Кластер может быть использован на самых разных стадиях (этапах) урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

  • Прием «Перепутанные логические цепочки» (развивает умение составлять логические цепочки)

              На доске   написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где, по их мнению, оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся: (Они развивают способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию — информационная компетенция, а также коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий).

  • Прием «Синквэйн»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления, изученного на уроке. 

  • Клоуз-тест

Клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест — вставить эти компоненты.

Маркировочные таблицы: (Позволяют обобщить и систематизировать учебную информацию). 

  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные   сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.          Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

  На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

  • Прием составления сводной таблицы.

 Например, таблицы по русскому языку, краткая запись к задачам по математике в виде таблицы, по окружающему миру используем таблицы.

         Работу по формированию читательской компетентности проводила не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах, а также проводила межпредметную взаимосвязь.

Работу по отработке умений извлекать из текстов интересную и полезную информацию проводила в три этапа:

1 этап – выполнение учебного действия по образцу. Ученик не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого задания, может выполнить его только с опорой на образец на конкретном предметном материале. Для этого, неоднократно в течение всего урока выполняют дети вместе с учителем отработку данного умения.

2 этап — после этого ребенок может самостоятельно выполнить данное умение по тем же критериям на подобном материале в рамках той же предметной области. Знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату.

3 этап – на этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации уже в рамках других предметных областях.

Приведу пример работы в течение одного дня над умением «Сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий».

22 января – русский язык. Тема: «Разбор имен существительных по составу». Упр. 281, с. 51. Задание: В какие группы можно объединить имена существительные? Спишите слова группами, выделите суффикс.

Математика. Тема: «Пересечение множеств». с. 50, №2

 

Окружающий мир. Тема: «Живая связь времен». с. 10. Задание: прочитай текст и объясни, как человека связывает с прошлым его фамилия, имя, отчество. Сделай вывод по проблеме урока «Существует ли связь прошлого и настоящего?»

          Свою работу по формированию читательской компетентности я выстраивала во взаимосвязи со школьной библиотекой, с родителями моих учеников, с коллегами нашей школы.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому максимально использую воспитательный потенциал семьи, устанавливаю контакты с родителями, оказываю им необходимую помощь. Для этого я проводила родительские собрания, на которых были рассмотрены следующие вопросы:

  • Как помочь ребенку полюбить чтение.
  • Значение памяти в интеллектуальном развитии младших школьников.
  • Телевидение «за» и «против».
  • Домашнее задание. Как избежать взаимного стресса.
  • Технология совершенствования техники чтения.
  • Возрастные особенности детей в 3 классе.

Принимала участие в школьном форуме «Большая перемена» «Один день по новым стандартам». Проводила учебные занятия с родителями – открытые уроки литературного чтения и окружающего мира.

 Анализируя свой опыт, я пришла к выводу, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы.

Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой, способствуют повышению интереса к самостоятельному чтению книг. В этом направлении я веду тесную плодотворную работу со школьной библиотекой.

Мой класс уже третий год посещает кружок «Читайка». Этот кружок способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие помогает решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и  удовольствие и самовоспитание.

На занятиях кружка проходят читательские конференции, устные журналы, конкурсы и викторины, литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты.

 На каждом занятии ведется работа с текстом, что способствует формированию читательской компетентности. Мои третьеклашки третий год являются активными читателями не только в школьной, но и в районной библиотеке.

Технология работы по формированию читательской компетенции позволяет использовать нестандартные формы работы во внеурочной деятельности. В прошлом году я проводила кружок «Юный журналист». На занятиях мы с детьми узнали, как издаются газеты, какой материал помещают. Они сами сочиняли стихи, считалки для наших газет. Побывали в роли корреспондентов. В этом году я веду кружки «Как хорошо уметь читать» и «По страницам русского языка».

Кружки являются моими помощниками в формировании читательской компетентности.  Позволяют мне развить речь учащихся, повышают учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя.

Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволило мне значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к чтению. С использованием ИКТ провожу интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомство детей с писателями и их произведениями и т.д.

Прибегая к помощи старших: учителей, библиотекарей, родителей ребята проявляют свои творческие способности: создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы, отзывы о прочитанных книгах, презентации к сообщениям.

Я также активно, как и мои дети, обобщаю работу по формированию читательской компетентности: на заседаниях КМО, единых методических днях, педсовете. Охотно делюсь своими наработками со своими коллегами, беру у них что-то новое для себя.

Приняла участие:

  • В едином методическом дне «Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках и во внеурочной деятельности».
  • На заседании КМО «Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий. Создание банка заданий по отслеживанию метапредметных результатов».
  • Выступление на педсовете по теме «Организация работы с текстом в начальной школе»

Для отслеживания результативности обогащения словарного запаса у обучающихся проводила диагностику по методике Э.Ф. Замбацявичене «Методика исследования словесно-логического мышления».

В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе школьников.

Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.

Третий субтест — задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.

Диаграмма 2

 

Диагностика показывает, динамику развития обучающихся. Уже к концу первого класса низкий уровень имели 6 человек по сравнению с началом года – 12 человек. Высокий уровень достигли 8 обучающихся по сравнению с началом года – 3 человека.

Вывод: обучающиеся умеют вычитывать из текста информацию, данную в явном виде и в неявном виде. Умеют извлекать информацию из схем, текстов, таблиц, иллюстраций. Умение работать с словосочетанием вводится в третьем классе, поэтому детям еще сложно. Будем отрабатывать его до конца года.

 

Вывод: данный мониторинг показывает, что техника чтения имеет постоянную динамику, этому способствует работа по формированию читательской компетентности. Дети с удовольствием читают, обсуждают прочитанные книги, советуют сверстникам прочитать заинтересовавшие их книги.

Таким образом, формирование читательской компетентности дает следующие результаты:

  • ученики умеют самостоятельно выбирать книги для чтения,
  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию,
  • повышается техника чтения,
  • увеличивается словарный запас обучающихся,
  • повышается мотивация к чтению книг.

Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Читающие дети – залог успешности нации в будущем.

.

                                            

 

   

    Литература

 

  1. Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство», 1998г.
  2. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст: методическое пособие для учителя начальных классов. – М: Баласс, 2012
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд.перераб. – М.: Просвещение, 2011.- 400 с. – (Стандарты второго поколения). 08.02.2012 г. 

 

Автор: 

Пустуева В.Г.

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть