Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Организация обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования

Организация обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования

Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В чем же заключается специфика этого предмета? Она заключается в том, что, во-первых, язык – будь то родной или иностранный – служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни, и в качестве такового он и должен рассматриваться при его изучении в школе.

Во-вторых, при обучении этому предмету расширяются представления об иноязычной культуре страны через язык, и расширяется общий кругозор. Изучение иностранного языка дает учащимся лишь возможность овладевать средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях посредством нового для них языка, который выступает в двух формах: устной и письменной. Овладение этими формами общения и должно входить в коммуникативную цель обучения предмету «иностранный язык».

В-третьих, язык, будучи средством общения, нуждается в том, чтобы его «содержали в рабочем состоянии», то есть всегда готовым к использованию в возникающих ситуациях общения. Поэтому овладение этой школьной дисциплиной непременно связано с целенаправленной, четко организованной практикой в употреблении усваиваемого материала в устной и письменной формах общения в тех условиях, которыми располагают общеобразовательные учреждения.

В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка.

К настоящему времени в казахстанской системе языкового образования произошли значительные позитивные изменения, как в организационном, так и в содержательном аспектах. Успешно развиваются традиции школ (классов) с углубленным изучением иностранного языка. Значительно возрос интерес школьников и их родителей к билингвальному образованию, что повлекло за собой появление лингвистических школ. Успеху обучения иностранным языкам способствуют вариативные авторские программы и учебники нового поколения. Они обеспечивают формирование социокультурной компетенции и владение языком как средством общения в ситуациях межличностного взаимодействия. Согласно Базисному учебному плану иностранный язык включается в воспитательно-образовательный и развивающийся процессы начальной школы, что способствует более раннему приобщению детей к культуре коммуникативной деятельности, формированию положительной мотивации к изучению народного фольклора, детского литературного и художественного творчества носителей языка.

В соответствии с республиканским компонентом государственного стандарта общего образования по иностранному языку его изучение в начальной школе должно быть направлено на достижение следующих целей:

обеспечить развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;

заложить основы для формирования умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

создать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления  в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

формировать элементарные лингвистические представления, развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также общеучебные умения;

         — приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: познакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитывать дружелюбное отношение к представителям других стран.

За три года изучения иностранного языка (во I ,II и III классах) выпускники начальной школы должны достичь следующего уровня иноязычной подготовки в плане развития речевых умений и формирования языковых знаний и навыков:

Уметь:

понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;

— участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

— расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника;

— кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

— составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе);

— читать вслух текст, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели;

— читать про себя с пониманием основного содержания тексты, доступные по содержанию и языковому материалу;

— писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец.

Знать:

алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;

— основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

— название страны изучаемого языка, ее столицы;

— имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;

— рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).

Кроме того, к третьему году обучения иностранному языку совершенствуется опыт учебной деятельности учащихся, и выпускник IV класса овладевает следующими обще учебными  умениями:

различать основные типы предложений по интонации и цели высказывания;

— составлять элементарные монологические и диалогические высказывания по образцу, по аналогии;

— работать с текстом для чтения (догадываться о его содержании по заголовку, иллюстрациям, осуществлять поиск заданной информации в тексте и т.п.);

— списывать текст на иностранном языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей.

Развиваются специальные учебные умения (применительно к предмету иностранный язык):

— наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в родном и изучаемом иностранном языке и др.);

— пользоваться двуязычным словарем как при чтении (для раскрытия значений новых слов), так и при создании самостоятельного устного и письменного текста.

Усиливается опора на опыт изучения родного языка, развиваются умения сравнивать формы родного и иностранного языков, способность делать элементарные выводы и обобщения, а это, в свою очередь, влияет на более осознанное восприятие форм того и другого языка, на развитие культуры речи.

Расширяется кругозор детей за счет страноведческой информации, становится более полной картина мира.

Учитель, преподающий иностранный язык на первой ступени, должен знать, что:

— выбранные технологии обучения должны способствовать созданию доброжелательной, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения;

— выбор технологий обучения осуществляется с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность,  утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения;

— урок иностранного языка в начальной школе может иметь образовательную, воспитательную и развивающую ценность, если он строится на сюжетно-ролевой, игровой основе с привлечением сказочных персонажей, близких и понятных ребенку. В игре, сказочных ситуациях развивается эмоциональная сфера младшего школьника, воспитывается уважение к народному творчеству не только представителей иной культуры, но и собственной страны, формируется культура общения, поведения, самостоятельной познавательной деятельности.

Система языковых и речевых упражнений, предлагаемая в учебниках иностранного языка, нацелена на последовательное формирование фонетических, лексических и грамматических навыков, устно-речевых умений и умений в письменной речи. Координирующая роль принадлежит учителю, который в учебном процессе вычленяет индивидуальные ошибки учащихся и работает над ними, используя упражнения, заложенные в разных компонентах УМК. Так, учащимся, испытывающим трудности фонетического характера, целесообразно рекомендовать больше работать с аудиокассетой. Лексико-грамматические трудности помогут преодолевать тренировочные упражнения, предлагаемые в рабочей тетради. Проблемы, связанные с формированием речевых умений, потребуют от учителя организации более интенсивного общения на уроке.

По-прежнему нежелательна перегрузка учащихся избыточной лингвистической  или социокультурной информацией. Перед учителем не стоит задача научить всех учащихся всему, что дается в учебнике.

Все вышеперечисленное следует принимать во внимание при определении объема домашних заданий. Учащиеся, проявляющие повышенный интерес к изучению иностранного языка, обладающие выраженными способностями к языкам, могут выполнять более объемные задания, чем их одноклассники. Современные УМК предоставляют возможности для этого за счет дополнительных заданий, в том числе повышенной сложности в учебниках и рабочих тетрадях.

Вместе с тем объяснение домашнего задания требует специального времени на уроке. Несмотря на то, что практически все задания, предусмотренные для самостоятельного выполнения, содержат образцы, учителю следует на уроке прочесть вместе с детьми формулировку задания, убедиться в том, что учащиеся смогут выполнить его, не обращаясь к помощи родителей. Суммарное время, выделяемое на выполнение всего домашнего задания по иностранному языку (устного и письменного) не должен превышать 20 минут. Для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к изучению иностранного языка, в учебниках и рабочих тетрадях предусмотрены дополнительные задания. Это, как правило, либо задания занимательного характера (кроссворды, сканворды, чайнворды и т.д.), либо задания повышенной трудности, требующие от учащихся интеллектуальных усилий и проявления языковой (лингвистической) догадки.

Важно иметь в виду, что контроль уровня обученности учащихся должен быть направлен только на выявление их достижений. Он должен вызывать у учащихся желание продемонстрировать свои способности, поддерживать в них чувство успеха и мотивировать к дальнейшему изучению иностранного языка. Для этого необходимо, чтобы во время проведения проверки в классе была спокойная и дружелюбная атмосфера, формат предлагаемых заданий для контроля, процедура их выполнения и система оценивания  должны быть знакомы и понятны учащимся.

Хотелось бы обратить внимание учителей на то, что при выставлении итоговой оценки они должны учитывать как результаты контроля по видам речевой деятельности, так и успехи учащихся в течение учебного года.

 

Заключение

Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языком всегда была одной из актуальных проблем казахстанского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным языкам в школе сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве.

 

Используемая литература.

1 Косачёва И., Косачёва Ю. Использование аутентичных видеокурсов в обучении английскому языку. – Английский язык. – 1 сентября //№3, 2006.

2. Лакоценина Т.П. «Современный урок» часть4- 5

3.  Жерцева Л.Г. «Критическое мышление и некоторые приемы его развития».

 

Автор: 

Сырбу Людмила Михайловна, учитель английского языка

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть